Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Становление научной школы в социальной работе
В 1921-1930 гг. происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.
В социальной работе этого периода актуализируются такие понятия, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся основой, в соответствии с которой получают объяснение ситуации жизненных обстоятельств клиента. Так, психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями, объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал серьезное влияние на изучение социальной истории клиента.
С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежнего подхода «ум на ум» получают развитие такие принципы, как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В центре внимания оказываются объективные факторы в сочетании с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и соответствующих акций, направленных на улучшение функционирования клиентов, были включены в процессы, развивающие личность и регулирующие социальное окружение.
При этих подходах личность представала как совокупность биологических факторов и факторов развития, включенных в отношения с другими людьми и самопредставление клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.
Кроме разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись также и принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Принципы ментальной гигиены включали следующие положения:
•симпатизировать клиенту;
•отдавать ему предпочтение;
•поощрять его;
•совместно с ним строить ясные планы действий.
Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа».
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы»
. Идеологами данного направления выступали О. Ранк и Дж. Тафт. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий. Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к переменам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы» занимают отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы. В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой для социальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу интеракций выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».
Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.
Далее, в 1930—1945 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине.