Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Исследование, выявляющее социальные проблемы осужденных в исправительном учреждении с. Среднебелая Амурской области
Здесь можно интерпретировать данные оптимистично, но в реальности, при включенном наблюдении мы видим, что больший процент осужденных имеют заниженную самооценку, т. к. более 90% осужденных ведут аморальный образ жизни и при беседах о том, чем ты будешь заниматься по освобождению видно, что эти люди не будут радикально менять свою жизнь в положительную сторону, о чем свидетельствует высокий процент рецидивной преступности.
При анализе ответов на вопрос – «Оцените по степени значимости ниже перечисленные ценности по пятибалльной шкале?» видно, что осужденные высоко ценят семью (5 баллов – 69%), детей (5 баллов – 64%), родителей (5 баллов – 67%), дружбу (5 баллов – 58%) и любовь (5 баллов – 57%). С наименьшим интересам осужденные относятся к труду (5 баллов – 42%), к образованию (5 баллов – 36%).
Анализ этой таблицы показывает, что человек, попавших в тесноту, в скорбь, в страдание начинает более ценить самые важные категории материального бытия, начинает осмысливать важность семейного счастья, ценить любовь и дружбу. У них проявляются интерес к труду и получению образования. Это актуализирует развитие непрерывного профессионального образования в исправительной колонии.
Большинство людей, особенно тех, кто ничем не занят, находясь в местах лишения свободы привыкает к праздной жизни. Отсюда следует необходимость коррекции досуга осужденного с целью предотвращения уклона его воли к преступной деятельности. На вопрос – «Какие из перечисленных форм досуга наиболее привлекают Вас?», наибольший процент респондентов выбрали такой вид досуга, как спорт – 62% и музыка – 42%. Далее, по убыванию: творчество – 15% и азартные игры – 11%. Осужденных также интересуют такие виды досуга, как занятия на компьютере, непрестанный духовный рост, чтение книг, общение с людьми, познание нового, отдых на природе.
С целью удовлетворения потребности наибольшего процента респондентов проводить свободное время в занятиях спортом, необходимо активизировать спортивные мероприятия в исправительном учреждении, делать спортивные мероприятия более доступными для осужденных, развивать как можно больше видов спортивной деятельности. Также нужно привлекать осужденных к образованию групп, ансамблей, бард-концертов, устраивать соревнования по музыкальному и другим видам искусства и культуры.
На вопрос «Как Вы проводите время в исправительном учреждении?», выявилось, что учатся 67% респондентов, занимаются спортом 34%, работает 31%. Это процентное соотношение показывает, что в исследуемом исправительном учреждении развит институт образования и проводятся спортивные мероприятия; осужденные активно привлекаются к трудотерапии.
На вопрос «Сталкиваетесь ли Вы с какими-либо проблемами в исправительном учреждении?», 46% респондентов ответили утвердительно, 24% – отрицательно и 12% затруднились ответить. Это соотношение показывает, что в исправительной колонии существуют проблемы и на следующий вопрос «С какими проблемами Вы сталкиваетесь, находясь в исправительном учреждении?», 9% осужденных ответили – с социальными, правовыми и бытовыми проблемами, 7% говорят о неуважительном отношении со стороны администрации, их аморальном поведении и беспределе, 4% видят проблему во взаимоотношении с людьми, 3% имеют конфликты с неформальными лидерами и 2% говорят о низкокачественном медицинском обслуживании.
Переполненность колонии, несоответствие стандартов количества осужденных в отрядах с реальным переполнением является основной причиной некачественных бытовых условий содержания. Этому сопутствует также износ технологических сооружений, обеспечивающих колонию водой, светом, отоплением и т.п. услугами. Недостаток в штате социальных работников ставит проблемы, связанные с социальным обеспечением, восполняющим потребности нуждающихся в данной категории помощи и поддержки осужденных. Проблема правового обеспечения осужденных стоит в связи с тем, что к консультациям, восполняющим систему правовых знаний осужденных, администрация относится отрицательно.
Социальная работа необходима в сфере административных отношений. Включенное наблюдение ясно показывает правоту слов осужденных – «их самих воспитывать надо, а они хотят нам что-то сказать!». Аморальность поведения штата администрации колонии, их неуважительное отношение к осужденным, их невежество в образовательном, воспитательном аспекте взаимоотношений приводит к внутреннему бунту совести осужденного, что иногда выливается в массовый бунт. Аморальное и неуважительно, негуманное отношение большинства сотрудников к осужденным является серьезной проблемой на пути гуманизации пенитенциарной системы, которая по теории должна предупредить и снизить рост рецидивной преступности.
Много осужденных, маргинально ориентированных, имеют проблемы с осужденными, некоторые осужденные, имеющие моральную ориентацию, имеют проблемы с неформальной средой, притязающей к контролю над сознанием «массы». Эта проблема ставит актуальность развития экзистенциональной и гуманитарной психологии, доминирование акцента на индивидуальную работу с осужденными как агрессивно, так и маргинально взаимосообщающихся.