Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях
Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся, прежде всего, по плану последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.
Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта», разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев). Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через: приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности; ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей; предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью; привлечение осужденного к общественной деятельности.
Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:
а) последующего формирования и утверждения социально-полезной направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных взглядов;
б) воспитание уважения к нормам и законам, существующим в обществе.
Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного.
В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна в направлениях: оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое консультирование и профилактические мероприятия; улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий; проведение исправительной психологической коррекции осужденного. Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем непосредственного воздействия на свойства личности.
Осуществление этого метода предполагает подчинение ряду нравственно-гуманистических принципов: добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и консультирования); предоставление осужденному возможности выражать свою точку зрения в процессе оказания помощи и принимать ее во внимание. Для осуществления коррекции необходимое условие проведения – психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые предопределяют криминогенные стороны личности.
Таким образом, основными принципами метода являются: добровольность, индивидуальность, системность, заключающаяся в ликвидации выявленных криминогенных склонностей и формирование альтернативных способов решения жизненных задач. Данные методы могут использоваться пенитенциарными социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных.