Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
Так, был запрещен свободный вход для раздачи милостыни арестантам, установлены определенные дни свиданий с родственниками, общения со священниками. Предпринимались усилия для искоренения безделья и праздности в тюрьмах: организовывались мастерские, вводились часы для работы. В качестве стимула за хорошее поведение и трудолюбие заключенные могли получить денежное вознаграждение. При активном содействии общественности в одном из регионов удалось открыть специализированный магазин для продажи арестантских изделий. Было упорядочено время для отдыха и занятий: кроме общественных работ заключенные приобщались к чтению религиозных книг, беседовали с членами комитетов общества и получали наставления священнослужителей. Сознавая ценность сохранения человеческого облика у лиц, содержащихся в тюрьмах, попечители организовывали бани, периодическую смену белья, строили лазареты, школы грамотности. Поскольку привычными явлениями были массовые заболевания и смертность в период этапирования, представители общества добились перевозки узников в специально предназначенных для этого экипажах.
Главными направлениями работы комитетов были сбор пожертвований и контроль деятельности тюремного начальства. Контроль за работой тюремной администрации осуществлялся в процессе многочисленных посещений, проверок и подачи жалоб, предложений, пожеланий, касающихся в основном материальных и социальных проблем, а не вопросов исправления преступников, внутреннего устройства, режима содержания и средств его обеспечения.
Не имея практических возможностей, а иногда и серьезных намерений кардинально изменить положение в тюрьмах, члены общества ежегодно публиковали в отечественной и зарубежной печати отчеты об итогах своей работы, доводили до мировой общественности и государственных сановников подлинные картины тюремного быта, привлекали их к разрешению проблем. Обобщив эти материалы секретарь Великобританского общества В. Таллаки констатировал, что тюремная система России – есть стыд и позор перед всем цивилизованным миром.
Дальнейшее развитие попечительства о тюрьмах шло в основном по пути решения частных проблем, расширения сфер влияния, сосредоточения усилий на помощи наиболее нуждающимся категориям заключенных, особенно несовершеннолетним. В основе подобной деятельности лежит религиозная заповедь: «Как много значит спасти одну погибающую душу». Предметом ведения общества к середине XIX века стало тюремное хозяйство с питанием заключенных, строительство церквей при тюрьмах, обучение грамоте не только несовершеннолетних, но и взрослых преступников, оборудование рабочих мастерских, дневное пропитание и одеяние тем, которые получили свободу, и, между тем не знают, за что взяться или как дойти домой; приобретение азбук и учебных пособий для желающих учиться грамоте; снабжение очками для чтения книг слабого зрением и т.д. Очевидно, что общество брало на себя функции организатора различных направлений социальной работы с заключенными.
Новый Устав общества (1851 г.) придает его деятельности более структурированный и одновременно бюрократический характер. В соответствии с этим организационным документом вице-президентами общества на местах становились должностные лица – губернаторы и епархиальные архиереи, а директорами – вице-губернаторы, губернские прокуроры, предводители дворянства и т.п. Четыре года спустя общество было включено в структуру Министерства внутренних дел, руководитель которого по должности становился президентом общества. Наряду с позитивной тенденцией к выстраиванию более четкой управленческой структуры общества, его соединение с государственным органом власти выхолащивало дух благотворительности, ставило его деятельность под контроль чиновников, сужало возможности гласного и открытого информирования о результатах работы и положении дел в тюрьмах.