Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
– исповедоваться и причащаться имеют возможность: один раз в месяц – 57, 9% (27,3% – в 2005 г.); каждую неделю – 13, 1% (20,8% – в 2005 г.).
Значительная часть опрошенных осужденных – 21,2% (в 2005 г. – 20,8%) считают, что благодаря приходу к вере у них произошла переоценка ценностей: 47,7% обрели душевный покой (в 2005 г. – 10,4%); а 18,2% открыли для себя смысл жизни (в 2005 г. – 27,3%).
Практика показывает, что в настоящее время практически все исправительные учреждения посещают представители тех или иных религиозных организаций (объединений). Исходящая от них социальная помощь положительно влияет на духовно-нравственное воспитание и исправление осужденных. Взаимодействие с религиозными организациями (объединениями) в комплексе с проводимыми администрацией колоний воспитательными мероприятиями способствует нормализации психологического климата в среде осужденных, их правопослушному поведению и исправлению.
Положительную роль в процессе исправления осужденных играет правильно организованное привлечение родственников правонарушителей к социальной работе с последними. В рамках ее реализации они оказывают социальную помощь в решении вопросов взаимодействия с семьями осужденных, закрепления результатов воспитания лиц, освобождаемых и освобожденных из колоний, а также оказания социальной помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения.
Для этого при исправительных учреждениях создаются родительские комитеты (в воспитательных колониях) и советы родственников в исправительных учреждениях. Данные общественные формирования образуются из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Их деятельность регулируется специальным положением, которое утверждается начальником колонии.
Родительские комитеты (советы) избираются на общем собрании родственников осужденных в масштабе подразделения, в количестве 12–15 человек. Возглавляют их председатели, которые являются членами советов воспитателей отрядов и наравне с другими решают различные вопросы. Собираются родительские комитеты (советы) не реже одного раза в три месяца. Их обновление происходит на общих собраниях родственников, а работа проводится согласно разрабатываемым планам.
Родительские комитеты (советы) оказывают самую разнообразную социальную помощь исправительным учреждениям: финансовую, содействуют укреплению их материально-технической базы. Взаимодействуя с администрацией исправительных учреждениях и представителями других общественных формирований, родственники осужденных принимают самое активное участие в организации и проведении культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Читают лекции, проводят беседы, тематические вечера, конференции, викторины, диспуты. Совместно с персоналом исправительных учреждений, родителями проводятся смотры и конкурсы художественно-прикладного творчества осужденных, спортивные праздники, развлекательно-познавательные игры. Члены родительских комитетов (советов) помогают осужденным в подготовке таких мероприятий, как «День отряда», «День открытых дверей», «Родительский День», «День колонии».
Кроме того, ведется большая работа по подготовке осужденных к освобождению. Для этого организуется деятельность «школ по подготовке к освобождению». На занятиях, куда приглашаются не только родственники, но и представители других общественных формирований, широко используется наглядная агитация, подборка специальной литературы по определенной тематике, письма бывших осужденных, успешно прошедших период адаптации после освобождения. Кроме традиционных форм работы с данной категорией лиц в программы школ включаются практические занятия по рассмотрению и разрешению конфликтных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться освобождаемые, особенно сироты. Используются ситуационные ролевые игры, на которых демонстрируется имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление приемлемых вариантов поведения. Такие формы занятий позволяют осужденным самостоятельно ознакомиться с возможными путями разрешения проблем, которые могут возникнуть перед ними после освобождения.