Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях
В инструкции по проведению культурно-просветительской работы в лагерях особого назначения ПП ОГПУ ДВК в разделе «Школьная работа» говорилось:
«1. Минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности среди заключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научить читать книгу, газету и толкнуть заключенного на путь самообразования.
2. Занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а с малограмотными не менее двух раз в неделю.
3. Посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, не достигших 50-летнего возраста.
4. Наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школы профессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.), в зависимости от производственного уклона того или иного лагеря.
5. Программы школьных занятий вырабатываются учителями и зав. культ. отделом и утверждаются начальником лагеря» /7, с.34/.
Как уже было сказано, эта реформа встретила значительные препятствия и с арестом М.В. Слонимского затухла.
С началом Великой отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенными направлялась, главным образом, на усиление их трудовой активности, но ее возможности в значительной степени ограничивались отсутствием материальной базы и бытовых условий. В качестве основных форм идеологического воздействия использовались митинги, беседы, доклады, стенные газеты, средства наглядной агитации и др.
В качестве главной задачи культурно-воспитательных отделов впервые ставилась задача перевоспитания основной массы заключенных на основе высокопроизводительного, общественно полезного труда. Эти аппараты совместно с другими частями и службами ИТЛ, УИТЛК и ОИТК обязывались заниматься вопросами улучшения быта, организации их труда, повышения культурного уровня заключенных и рационального использования их свободного времени.
С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. Не везде имелись условия для ведения клубной и библиотечной работы. В сентябре 1945 года руководство ГУЛАГа принимает решение возвратиться к прежнему порядку руководства культурно-воспитательными отделами и подчиняет их заместителям начальников политотделов.
Усиление внимания воспитательной работе требовало более четкого определения ее основных направлений, форм и методов ее реализации, уточнения порядка привлечения заключенных к выполнению задач КВО-КВЧ. Все это и предопределило издание Временных указаний о работе культурно-воспитательных отделов, частей в ИТЛ, УИТЛК и ОИТК МВД, УВД от 24 ноября 1949 года, которыми администрация руководствовалась при организации культурно-воспитательной работы среди заключенных.
Во Временных указаниях впервые были четко сформулированы основные направления культурно-воспитательной работы с заключенными: политико-массовая, производственно-массовая, культурно-массовая работа, обеспечение режима содержания, улучшение быта. Организовывалась сеть стационарных библиотек при культурно-воспитательных отделах и библиотек-передвижек для обслуживания заключенных книгами. Открывались начальные школы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Для лиц, не владеющих русским языком, организовывались кружки. При КВЧ предусматривалось создание культсоветов из числа заключенных (7—9 человек) и секций при них. Вводилось квартальное и месячное планирование данной работы /7, с.71 – 72/.
Краткий анализ ретроспективного очерка развития образования в РФ показывает необходимость сложившихся к началу 90-х гг. реформ пенитенциарной системы от репрессивной политики перевоспитания к гуманистическому подходу, основанному на человеке как высшей ценности, автономии его воли и необходимости активного вменения структуры непрерывного образования.
В современной реальности образование в пенитенциарной системе должно развивать научных подход в разработке методологии образования и перевоспитания осужденных с приоритетом экзистенциальных, личностных методик, обращающих большое внимание на внутренний мир каждого осужденного, его способности, мотивацию поведения, изучение интересов и потребностей каждого осужденного в колонии индивидуально. Этот тезис связан с тем, что правовой основой содержания, надзора, социально-педагогических основ в пенитенциарной системе всегда являлись ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, наставления), не отражающие научного подхода к его правовой регламентации и значения в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.
Для решения ряда проблем, касаемых развития образования в пенитенциарной системе, необходимо рассмотреть генезис пенитенциарной системе в общем контексте современных ему процессов социальной эволюции. Это поможет точнее понять соотношение общеэволюционных и иных причин появления необходимости качественного образования в местах лишения свободы. Очевидно, что образование в пенитенциарной системе связано с большим ростом рецидивной преступности, стихийного обучения асоциальным нормам в условиях изоляции от общества, дезадаптации осужденных и неумении адекватно адаптироваться к быстрому потоку развивающихся информативный технологий, к переменчивости рыночного устройства экономической сферы, к переходу государства на социальные принципы, подразумевающие под собой качественное образование каждого из членов государства и развитие общественного благосостояния в целом.