Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций и т.п. Вот почему Герберт Спенсер высоко ценит идеи Огюста Конта о связи социологии с биологией и ее зависимость от нее. Социальный организм им рассматривается как биологический. Постепенно познавая законы собственной деятельности человечество способно и предвидеть в исторически ограниченных пределах пространства и времени возможные результаты. На основе знания закономерностей общественных и в том числе производственных отношений и вопреки им человек может активно вмешиваться в процесс развития и управления ими. Но в масштабах всего общества такое регулирование одновременно невозможно. Насилие ж в построении новых отношений оказывается не повивальной бабкой, а грабарем. Общество не имеет главных и второстепенных элементов; их нельзя свести к нескольким определяющим, а остальные второстепенным. Это четко прослеживается тогда, когда общество не сводят к диалектике производственных сил и производственных отношений, базису и надстройке, классовым антагонизмам, а понимают его как специфическую форму общественного бытия - как культуру, отличающую мир человека от мира природы. И в культуре, и в обществе нельзя выделить главные и второстепенные элементы, игнорируя остальные потому, что все элементы есть частицею целого и в своем взаимодействии и взаимосвязи образуют социальный организм - общество. И здесь Герберт Спенсер имеет большие преимущества нежели Маркс и Ленин со своими диалектическими революционными скачками.
Органистская школа в социологии - направление в Западной социологии конца ХIX - начала ХХ ст., рассматривавшая общество как аналог природного организма, а социальную жизнь объясняет через непосредственную проекцию биологических закономерностей. Органистская школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими исследователями, философами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер и др.) В отличие от предшественников, сторонники органистской школы (Павел Лилиенфельд в России, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс и Альфред Эспинас во Франции и др.) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению Павла Лилиенфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие социальное тело и т.п. Характерными чертами раннего позитивизма выступают: натурализм, органицизм, эволюционализм и феноменализм. Общество исследовалось не столько в динамике, сколько в статике - как система состояния равновесия.
Органицизм Павла Федоровича Лилиенфельда (1829-1903), царского сановника, сенатора, существенно отличается от спенсеровского тем, что в нем принцип аналогии заменяется отождествлением социального и биологического организма. Отличие социального организма от биологического состоит лишь в большем усовершенствовании и сложности общества, хотя оно живет и развивается как все организмы природы. П. Лилиенфельд дополнил органицизм концепцией социальных болезней, которыми называет любые отклонения или нарушения в системе социального организма. Функции врача в таком случае приобретает правительство и государство, чтобы обеспечить социальное здоровье общества.
В Украине, да и в Росии представителем вульгарного органицизма стал социолог Александр Иванович Стронин (1828-1889), сын крестьянина, окончил историко-философский факультет Киевского университета, учительствовал в Нежине и Полтаве, в 60-х годах за связь с народниками сослан и в ссылке написал труд "История и метод", где развивает механистическую теорию общества, употребляя как метод социологического анализа аналогию с механикой. Общество построено пирамидально и основной его закон построения - закон равновесия. С Александром Строниным полемизировали Максим Ковалевский, Николай Михайловский, лев Мечников, Михаил Туган - Барановский и др.
Представитель органицизма французский философ и социолог Альфред Фуллье (1838-1912) пытается примирить различные точки зрения через "высший синтез". Философские взгляды Альфреда Фуллье базировались на признании одухотворения материи (гилозоизм), которая якобы наделена "сознательной свободой", а "идеи силы" лежат в основе эволюции. Основные идеи социологической концепции Фуллье изложены в труде "Современная наука об обществе". Здесь общество рассматривается как целостный живой организм, возникающий в процессе эволюции "идеи - силы". Стало быть, не только природные, но и социальные факторы обусловливают существование общества как единого организма.