Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Коммуникация между людьми и её виды
Первоначальное значение термина «коммуникация» (от лат. communication – путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и в настоящее время переводится с романских языков (communication) как сообщение, процесс передачи информации.[31]
Например, в «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение: «Коммуникация, общение. Обычно коммуникация определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки».[32] Такое определение не учитывает специфику именно человеческой коммуникации, которая подразумевает что:[33]
1. Общение между людьми нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и приём её другим. Каждая из сторон коммуникации является активным субъектом этих отношений, общение между людьми – это обмен информацией. В каждом коммуникативном процессе в единстве даны – деятельность, общение и познание.
2. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством знаков партнеры могут повлиять друг на друга, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Это не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта (участника коммуникации) на другого с целью изменения его поведения.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий её (реципиент) «говорят на одном языке». Это важно потому, что реципиент и коммуникатор в процессе коммуникации постоянно меняются местами. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Такие барьеры носят социальный или психологический характер – это могу быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразной: от утилитарного, бытового до научного, высокоинтеллектуального. Именно коммуникативные способности партнеров в основном обеспечивают эффективность общения. Если обмен информации происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей, то коммуникация значима для её участников. Коммуникация в деловом общении – это всегда влияние, воздействие на партнера; в случае успеха коммуникации происходит изменение мыслей, чувств, отношений, представлений о мире у того, кому она адресована.[34] Одно из актуальных определений коммуникации, учитывающее её специфику как процесса обмена информацией между людьми, дается в «Энциклопедии постмодернизма»: Коммуникация – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.[35] Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация понимается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.[36] Существует несколько типологий коммуникации (Таблица 1).
Таблица 1. Типология коммуникации (общения)[37]
Основание разделения |
Вид общения |
Краткая характеристика |
1. Используемые знаковые системы |
Вербальная |
Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков. |
Невербальная |
Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения | |
2. Характер связи общающихся |
Непосредственное |
Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу». |
Опосредованное |
Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками. | |
3. Количество участвующих в общении |
Межперсональное |
Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах. |
Массовое |
Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации. | |
4. Значимость социальных ролей |
Межличностное |
Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны. |
Ролевое |
Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны. | |
5. Отношение к другому человеку |
Монологическое |
Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию. |
Диалогическое |
Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. | |
6. Направленность на задачу |
Деловое |
Общение направленно на дело, на результат. |
Личное |
Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей. |