Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социология Макса Вебера
Научная эволюция Вебера привела его к все большей заинтересованности в разработке основ типизации и систематизации. В конце концов это вылилось в «учение о категориях», которое Вебер разработал в свой мюнхенский период (1918-1920) и которое он считал «социологией». Для него «социология» в сравнении с историей политэкономии и историей права характеризовалась прежде всего более строгим образованием понятий, «чистыми типами».
С точки зрения обоснованности авторитета, Вебер различает три идеальных типа господства:
1) легальное господство (оно основано на действии позитивного права);
2) традиционное господство (оно основано на вере в законность привычного поведения, ставшего нормой);
3) харизматическое господство (оно основано на вере в необычайные качества вождя/вождей).
Признаками легального господства являются:
- любое право может быть рационально введено путем заключения договора или навязывания;
- каждое право состоит из абстрактных, специально установленных правил;
- законный властитель в своем правлении, в свою очередь, подчиняется праву;
- обязанность повиновения существует лишь в пределах рационально ограниченной объективной компетентности.
Поэтому легальное господство предполагает рационализацию права. Первоначально отсутствовало представление о том, что можно намеренно создавать правила поведения в качестве норм. Воля господина была правом и законом. Источником всех правовых положений является откровение харизматического лидера. Современное право развивалось на Западе из трех источников: канонического права христианства с его дуализмом сакрального и мирского права; «власти» князей, на основе которой возникло первое рациональное право, уголовное право; римское право с его школой профессиональных юристов, исключавшей дилетантов. Существенным вкладом в рационализацию европейских правовых систем явилось революционное право Гражданского кодекса, правовые положения которого как раз и характеризуются сознательным отходом от традиции. Для современного Веберу периода рациональность права означала: любое правовое решение является применением абстрактного положения закона к конкретным обстоятельствам; подобное решение должно приниматься для каждых конкретных обстоятельств, а все, что нельзя обосновать рационально- юридически, с правовой точки зрения не относится к делу.
Напротив, традиционное господство основывается на святости унаследованных порядков и власти господ, на вере в привычное как норму поведения. Сюда относятся геронтократия (правление старейшин), патриархальность, патримониализм, феодализм и монархия. Обновление может происходить только путем разрыва с верой в повседневно привычное. Поэтому выходящее за пределы будничного само является основой такого типа господства, который, впрочем, отличается большой нестабильностью - харизматического господства. «Харизма» - это считающиеся необычайными способности или качества личности, благодаря которым она признается сверхъестественной, сверхчеловеческой, ниспосланной богом, образцовой и в силу этого становится вождем. Харизматический вождь, который появляется в бедственной или исключительной ситуации, вскоре сталкивается с проблемой поддержания своей харизмы в повседневной жизни или при отсутствии успехов. Поэтому харизматические вожди стремятся к сохранению основы своего господства в нормальные времена и его стабилизации путем «рутинизации» харизмы.