Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Особенности развития волонтерских движений в России
Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощи, но и благотворительные организации, бесплатно распространяющие купленное на спонсорские деньги добро, отдают государству налог на добавленную стоимость (НДС). Ну и, наконец, 13% подоходного налога платит получатель помощи. В некоммерческих организациях он называется "налог на тарелку супа". Этот обязательный платеж стараются избегать любым способом, вплоть до утаивания помощи от налоговых органов. В благотворительных фондах не скрывают, что поправки в налоговое законодательство облегчили бы жизнь многим людям, живущим за чертой бедности. В свое время министр труда Александр Починок говорил, что налоговые льготы вряд ли существенно повлияют на развитие благотворительности в России. Отчасти он был прав: не только отсутствие налоговых льгот сдерживает благородные порывы состоятельных россиян. Больше всего в отношениях с деньгами людей привлекает определенность. Для того чтобы человек перечислил свой кровный полтинник на счет какого-нибудь фонда, нужно, чтобы он был уверен, что фонд этот - не липа. Добропорядочные НКО присылают своим "вкладчикам" отчеты о том, на что были потрачены их деньги. Их финансовые схемы прозрачны. На Западе такие отчеты публикуются в прессе. Но до широкого распространения таких хороших манер нам еще далеко. Таким образом, на сегодняшний день существует следующие барьеры, мешающие полноценному развитию волонтерства у нас.
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).
Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих благотворительность, а главное - отсутствие потребности у власти в таких программах.
Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.
Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, Существует и проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия. [32]
Проблемой является то, что в России всё ещё нет, по крайней мере, как официальных участников социально-экономических отношений, общественных единиц, подобных западным "коммьюнити", сообществам. В рамках нового порядка жизни это явление только формируется, а традиционные формы добровольчества национальных или религиозных общин всё ещё остаются в поле неформальной стихийности или начального этапа официального возрождения. Между тем, чтобы системно организовывать волонтёрство в современных условиях, нужна социальная инфраструктура. Сводить вместе добровольца и нужду в нём отчасти помогают западные проекты и помощники, но среди них немало тех, кто организованно забирает энергию добровольцев в политическое русло.
Хорошо, конечно, что мы пока не видим столкновений молодогвардейцев и юных "правозащитников" вокруг одного и того же нуждающегося в инвалидной коляске. Уровень жизни большинства российского населения, а также характер стоящих перед страной проблем должен, чем дальше, тем больше способствовать возрождению сохранившегося в традиционных обществах понимания добровольного служения как фактора взаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и соседа. Соединяясь постепенно с отношением к добровольному социальному служению как гражданскому долгу, плате за своё благополучие (как это осознаётся среди добропорядочной части обывателей на Западе) и будет формироваться новое сильное российское общество.