Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Методологические подходы к изучению добровольческого труда
Появление массового нерелигиозного субъекта
добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма.
Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма, который возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор, Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд - антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. Теория Маркса
рассматривала социализм как низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатуры пролетариата. |
В.И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определение этого труда. Он заметил новое явление - субботники, однако дал ему интерпретацию в духе коммунизма.
Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. Ими были сформулированы определенные предпосылки становления коммунистического труда:
1. достижение высокого уровня производительных сил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщение трудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий;
2. совершенствование всей системы общественных производственных отношений, в частности усиление непосредственного общественного характера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны должен совершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться[14].
Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд (в понимании Ленина) и на этой основе проводилась государственная политика поддержки добровольного труда как ростков нового труда. Действительно, "добровольный" труд граждан в СССР носил массовый характер, но в большей степени в силу организационной поддержки структурами КПСС (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Фактически он был идеологически принудительным и частично оплачивался (отгулы, дни к отпуску, материальное и моральное поощрение). История развития России показала неадекватность данных теоретических конструктов.
Принципы либерализма были сформулированы в XIX в виде подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовым подходом. О.А. Митрошенкова отмечает, что либерализм ориентирован на такую организацию общественной жизни, которая основана на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. [15]
Социетальный подход.
В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, объединения граждан, осуществляющие организацию общественного труда. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. Ф. фон Хайек в работе "Общество свободных" пишет [16]: "В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилиям мы обязаны многим. Усилиями энтузиастов многие нужды были признаны в качестве общественных и обнаружились самые разные способы их удовлетворения. Было бы бессмысленно ожидать чего-либо похожего от правительства. Добровольные усилия более эффективны потому, что они дают выход энергии и чувствам людей, которые в противном случае оказались бы неиспользованными. … Мне кажется также, что местные усилия вселяют больше надежд на решение острых проблем наших городов, чем всевозможные правительственные "программы обновления". Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого [17].