Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Сопоставление социологических теорий и подходов в рамках исследования субкультуры ролевиков
Современное российское общество находится в состоянии системной и структурной трансформации критериев нормы и ценностных ориентаций. За время этой неопределенности происходили процессы сегментирования отдельных групп и сообществ внутри самого общества, обладающих собственным своеобразием установок и ритуалов, обеспечивающих символическую защиту от стихийных и неконтролируемых изменений социальных, экономических, культурных и политических в жизни страны.
На данном этапе развития, в нашей стране мы можем наблюдать достаточное количество культурных сегментов имеющих преимущественно молодежный состав участников: субкультуры, сообщества, неформальные объединения.
Понятие культуры в социологии с точки зрения функционализма, заключено в убеждении что она «символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы.
Определяя субкультуру, социологи функционалисты делают акцент на то, что субкультура является элементом культуры, но при этом отличается особым собственным характером в пределах общей культуры общества. Из чего можно заключить, что субкультуры являются производными элементами культуры, формируя необходимые степени свободы в рамках общей системы. Доминирующая культура представляет собой, по мнению Дюркгейма, функционирующий социальный организм части которого не равны целому, в этом определении отражена общая для функционалистов тенденция к представлению о целостности как имеющей особый собственный «характер».
В тоже время, культура с точки зрения Клиффорда Гирца является системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции служащие цели управления поведением. Культура осмысляется приверженцами теорий макроконфликта с точки зрения того, как и какими средствами она управляет, осуществляя в таком случае господствующую или карательную функцию контроля общества.
Субкультура, в таком случае, обречена становиться неподконтрольной, поскольку субкультурной является любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества, следовательно и ролевики «обречены» испытывать, те затруднения, которые им несет им столкновение с силами культуры направленными на установление контроля. В таком случае конфликт неизбежен, поскольку культура, по определению призвана контролировать и управлять, а субкультура – отличаться, избегать контроля, игнорировать, тайно или открыто противодействовать культуре.
Такое противостояние происходит в как сопротивление через символы, что обусловлено спецификой историей развития ролевого движения и особенностями его практик.
Руководствуясь принципом редукции, сведения духовного к материальному, мы можем рассмотреть социальные процессы в их совокупности материальных отношений, существующей в субкультуре ролевиков. Сами по себе деньги, предметы и формы потребления обладают некими специфическими характеристиками в идеологии и повседневности ролевиков, а также отчасти продиктованы историей этого традиционно неформального молодежного объединения. Материальные «блага» являясь повседневной частью ролевых игр, провоцируют отношения, требующие особого внимания и особого отношения со стороны самих ролевиков.
Понимающая социология М. Вебера утвердила ряд принципов, которые в настоящее время являются актуальными для исследования субкультур, диктуя предпочтение качественных методов количественным. Ведь понимание действия, мотивации и символического значения будет скрыто от исследователя, если он не постарается выявить и присоединиться к интерпретации существующей в рамках изучаемой субкультуры.
Исследовательская работа позволит предотвратить недоразумения, возникающие по обе стороны границы отделяющей ролевиков, устранить языковой барьер жаргона, и опасения вызываемые многозначностью ролевых практик. Безоценочное отношение к субкультурам и неформальным общественным молодежным движениям поможет избежать необоснованного статуса деликвентной молодежи и в частности дискурса исследования субкультуры ролевиков как социальной проблемы или повода для общественного беспокойства.