Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Концепции глобализации в современной историографии
В ходе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что глобализацию вплоть до конца 80-х годов тесно связывали с интернационализацией. Последний термин означает процесс такого развития и изменения производительных сил, который делает их успешное применение возможным лишь в международном масштабе, это объективная закономерность развития промышленности – результата роста современного производства [5;5].
Руководствуясь подобными тезисами, исследователи уже достаточно долгое время считают глобализацию новым этапом интернационализации. Этот подход отражен в работах таких авторов как: О. Богомолов [5], Г. Фишер [5], Ю. Шишков [52], Н. Загладин [17] и др. Но даже в рамках этого направления есть разделение: например, Дж. Гэлбрайт говорит о глобализации как об интернационализации, не настаивая на качественно новых переменах. С ним соглашается и Г. Фишер, который в работе «Глобализация мирохозяйственных отношений: сущность, формы», утверждает, что этот процесс охватывает мировое хозяйство и систему международных экономических отношений в целом…и что важно-на современном этапе означает взаимодействие международных экономических отношений с другими составляющими, сферами и формами международных отношений [5;4].
Другие исследователи, работающие в этом направлении, рассматривают глобализацию как новый этап интернационализации: например, академик О. Богомолов считает, что «процесс интернационализации экономической жизни…вступил в новую фазу – фазу экономической глобализации» [5;3]. Ю. Шишков говорит о глобализации как о «новой, более продвинутой стадии давно известного процесса интернационализации различных аспектов общественной жизни», причем это не просто новая стадия, а качественный скачок на более высокую степень развития, связанный с глобальными масштабами взаимосвязи и взаимозависимости различных стран [52;57].Н. Загладин тоже трактует процесс глобализации с позиций интернационализма, как новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов интеграции всех сфер общественной жизни [16;3]. А. Эльянов тоже обращается к понятию «интернационализация»: но он рассматривает глобализацию не как следующую стадию интернационализации, а как дополнительную сугубо современную форму проявления одного и того же феномена – мирового интегрирующего развития [42;7]. Согласно его теории глобализация происходит наряду и одновременно с интернационализацией, приумножая каналы, формы и способы и культурной интеграции, а интернационализация, в свою очередь, связана с увеличением числа форм и способов мирохозяйственной интеграции стран [54;4].
В рамках экономического направления ряд ученых считает глобализацию новой фазой развития международных хозяйственных связей, которые ведут к переходу от мировой экономики к глобальной экономике. Мировая экономика рассматривается как объединение взаимосвязанных суверенных национальных экономик вследствие их интеграции, интернационализации, а глобальную экономику рассматривают, как высшую форму экономической деятельности в планетарном масштабе, причем роль государства в рамках глобальной экономики сводится к минимуму и считается анахронизмом индустриального общества [4;7]. «Впервые за многовековую историю человечества,- отмечает А. А. Пороховский.,- мировое сообщество предстало не как конгломерат национальных экономик, а как единое целое, имеющее одинаковый и общий механизм функционирования и развития» [51;121]. Подобную точку зрения разделяют такие исследователи как Ж. Адда [23], Ф. Дефарж [26], Ж. Аттали [33] и др.
Но, говоря о глобализации как о едином мировом рыночном пространстве, нужно признать тот факт, что рыночный механизм обеспечивает функционирование «нового мирового экономического порядка», не решая экономические и социальные проблемы, как мира, так и отдельно взятых стран. Это дает основания для того, чтобы некоторые ученые исследовали глобализацию с позиций защиты интересов стран «третьего мира». В рамках этого подхода С. Амином была разработана теорию «периферийного капитализма», где глобализация или мондиализация рассматривается как идеологический дискурс, призванный легимитизировать стратегию империалистического капитала, что, в свою очередь, является продолжением политики колониализма и фактически означает доминирующее положение развитых стран в современном мире [46;113].