Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Концепции социальной стратификации
Социально-экономическая, политическая, духовная реформа, проводимая во многом теоретически и практически по одному и тому же сценарию в Украине, России других странах СНГ, выдвинула на передний план многие серьезные проблемы, до того не виданные для бывших союзных советских республик. В частности, это такие вопросы как, приватизация, затяжной экономический кризис, спад и остановка производства, интенсивный и экстенсивный рост безработицы, значительное углубление имущественной дифференциации, перераспределение доходов между разными группами населения, поляризация интересов в результате усиления социального неравенства, появление многочисленных политических партий и движений, их новых и старых лидеров, скачок религиозности, спад морально-нравственных устоев и установок и т.д. Все это - внешние проявления глубинных социальных процессов: меняются принципы расслоения общества, оно структурируется по новым, не знакомым ранее советской социологической науке основаниям. Происходящий в странах СНГ переход от принудительно направляемой экономики к производственным отношениям, построенным на рыночных отношениях - это глобальная смена неэквивалентного, властного перераспределения общественного богатства равным обменом результатами деятельности по "горизонтали" между юридически независимыми субъектами собственности и видами предпринимательской деятельности. При этом в качестве собственности выступают рабочая сила, капитал, информация, материальные ресурсы, менеджмент и т.д. На смену практически полностью огосударствленной экономике приходит многосекторная, включающая широкий спектр форм - от государственной до частной, иностранной с множеством смешанных переходных видов. Одновременно с трансформацией экономического базиса общества происходят существенные изменения в системе властных отношений. Правящий десятилетиями элитарный номенклатурный слой приспосабливается, активно участвует в перераспределении государственной собственности, занимая во многих сферах деятельности, включая бизнес, ведущие посты. Формирующиеся новые социальные группы крупных и средних, да и мелких собственников, которые образуются, как правило, на почве разгосударствления собственности вследствие близости некоторых из их представителей к властным органам. В результате этих сложных, зачастую взрывоопасных процессов, социальная структура переходного общества трансформируется из во многом сословной (псевдосоветской) системы в классовую (капиталистическую). Вместе с подобной трансформацией изменяется общая композиция социальных отношений в социуме, соотнесение социальных слоев и групп, их ролевой статус, функции и общественная и индивидуализированная психология потребностей, мотивов и направленностей поведения индивидов, групп индивидов, слоев, масс, общества в целом. Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми на каждом конкретном этапе эволюции общества. Проблема, во многом, сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися по многим аспектам, индикаторам, критериям, показателям и т.д.
В связи с этим нам необходимо обратить особое внимание на общую теорию стратификации общества. Слово "страта" в переводе с латинского (stratum) означает "слой", "пласт", то есть группу людей, объединенных какими-либо общими социальным признаком: имущественным, профессиональным, уровнем образования и т.д., вторая же часть термина: (tacio) "делаю". Таким образом, уже в этимологии термина заложена задача не просто выявления группового многообразия общественного структурирования, но и определение возможных, например, вертикальных последовательностей положения социальных слоев, страт (пластов, уровней) в обществе, их возможную социальную иерархию. Важнейшей основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.
Социальное устройство общества, существование в нем отдельных слоев, классов, групп, страт и отрядов издавна являлось предметом изучения ученых-обществоведов. Так, еще Платон в своей типологии форм общественно–политического устройства (тимократия, тирания, олигархия, демократия) показал, что разрушительная диалектика, превращающая каждую общественно-политическую форму в противоположность, осуществляется не всегда только в силу “объективной необходимости”. Каждый раз эта необходимость совпадала с деятельностью определенных социальных групп, которые и осуществляли разрушительную работу в обществе. Со времен олигархического правления, олицетворяющего политическую власть богатства, такой разрушительной силой был, по Платону, "класс праздных и расточительных людей, из которых одни, мужественные, идут впереди, а другие, слабые, следуют за ними" //136//.