Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Семья в доиндустриальную эру
Основные черты семейного образа жизни в доиндустриальную эпоху. Во-первых, «семья» и «экономика» были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были «продолжением» вопросов собственности и труда. Дети, благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства, рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники. Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и уделяли поэтому огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям.
Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и были связаны многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли «брачный» обмен.
В-третьих, преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи. Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли. Семья была способом обращения капитала, движения земельных ресурсов от поколения к поколению.
В-четвертых, это предопределяло многие другие характеристики семьи и, в частности, то, что она была многодетной (и по социально-нормативной направленности, и фактически).
В-пятых, отличительным свойством патриархальной семьи была мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.