Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Реализация программ социальной защиты населения
Нужно отметить, что в период 1995–1997 гг. было принято большое количество федеральных целевых программ различного профиля, в т.ч. ориентированных на развитие отдельных сфер, регионов, чему способствовало выделение в ведомственной структуре федерального бюджета расходов по каждой федеральной программе. Этому способствовало также то, что федеральные целевые программы стали использоваться регионами в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования. Но ограниченность бюджетных ресурсов, отсутствие четких критериев отбора приоритетных проблем, дублирование целевых программ, невысокая их результативность постепенно привела к сокращению их количества как на федеральном, так и на региональном уровне.
Особенно отрицательно недофинансирование сказалось на выполнении федеральных целевых программ по вопросам социальной защиты отдельных категорий населения. Так, по официальным данным Госкомстата России, в период с 1997 года по 2001 год наблюдалось систематическое недофинансирование федеральной целевой программы «Дети России», вследствие чего фактическое поступление средств на счета исполнителей ежегодно не соответствовало бюджетным (внебюджетным) назначениям по программе. По сути дела, под угрозой срыва оказались несколько программ социальной защиты отдельных категорий, подрастающего поколения России, в т.ч. программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», а также программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство», «Развитие индустрии детского питания», «Развитие Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан».
Несмотря на рост выделяемых средств, аналогичное положение складывается и в отношении других комплексных целевых программ социального назначения: федеральной миграционной программы, программы «Социальная поддержка инвалидов», «Социальная защиты инвалидов военной службы», «Молодежь России», «Старшее поколение», некоторые из которых в 2002–2003 г. вообще не были профинансированы. Между тем, как свидетельствует мировой опыт программы государственной помощи весьма эффективно используются для решения социальных проблем.
Так например, в США программы государственной помощи подразделяются на два вида: первые предоставляют денежную помощь (Программа помощи семьям с детьми-иждивенцами – ПСДИ, Дополнительная программа социального обеспечения для бедных, престарелых, слепых и инвалидов (ДСО); вторые – программы натуральной помощи, в т.ч. Программа медицинской помощи, компенсирующая расходы бедных на медицинское обслуживание, на выполнение которой затрачивается до 44% от всей суммы государственной помощи.
Выполнение федеральных целевых программ по вопросам социальной защиты отдельных категорий населения
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
1. Федеральная миграционная программа | ||||||
Бюджетные (внебюджетные) назначения по программе |
1839,6 |
1323,5 |
1431,1 |
1389,8 |
- |
- |
Фактическое поступление средств на счета исполнителей |
1101,2 |
1327,0 |
1439,8 |
- |
- |
- |
Отношение фактического поступления средств на счета исполнителей к бюджетным (внебюджетным) назначениям, процентов |
59,9 |
100,3 |
100,6 | |||
Фактическое использование средств (перечислено со счета исполнителя) |
1101,1 |
1315,1 |
1189,5 |
44,4 |
- |
- |
2. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов» | ||||||
Бюджетные (внебюджетные) назначения по программе |
3,2 |
118,0 |
199,4 |
647,2 |
67,6 |
363,8 |
Фактическое поступление средств на счета исполнителей |
7,1 |
127,9 |
174,3 |
273,4 |
52,3 |
212,3 |
Отношение фактического поступления средств на счета исполшггелей к бюджетным (внебюджетным) назначениям, процентов |
221,9 |
108,4 |
87,4 |
42,2 |
77,4 |
58,4 |
Фактическое использование средств (перечислено со счета исполнителя) |
6,9 |
136,5 |
122,7 |
247,0 |
52,8 |
138,0 |
3. Федеральная целевая программа «Молодежь России» | ||||||
Бюджетные (внебюджетные) назначения по программе |
23,7 |
53,5 |
82,6 |
96,3 |
142,1 |
1383,9 |
Фактическое поступление средств на счета исполнителей |
13,5 |
58,1 |
76,8 |
27,6 |
165,6 |
1627,3 |
Отношение фактического поступления средств на счета исполнителей к бюджетным |
57,0 |
108,6 |
93,0 |
28,7 |
116,5 |
117,6 |
(внебюджетным) назначениям, процентов | ||||||
Фактическое использование средств (перечислено со счета исполнителя) |
13,5 |
57,9 |
76,6 |
27,6 |
167,8 |
1627,3 |
4. Федеральная целевая программа «Старшее поколение» | ||||||
Бюджетные (внебюджетные) назначения по программе |
- |
216,3 |
229,8 |
572,3 |
249,9 |
294,2 |
Фактическое поступление средств на счета исполнителей |
- |
152,2 |
186,5 |
373,8 |
212,6 |
205,5 |
Отношешіе фактического поступления средств на счета исполнителей к бюджетным (внебюджетным) назначениям, процентов |
70,4 |
81,2 |
65,3 |
85,1 |
69,9 | |
Фактическое использование средств (перечислено со счета исполнителя) |
- |
152,2 |
159,5 |
373,8 |
215,2 |
172,3 |