Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальный туризм как форма социальной поддержки населения
Деятельность по организации услуг социального туризма малоимущим гражданам своими историческими корнями связана с 19 веком, когда в европейских странах для них стали создавать летние лагеря (1875 г.), семейные пансионаты (1890 г.). Контингент туристов формировался за счет таких малообеспеченных слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, подростки, многодетные семьи. Приняв форму ассоциативного движения, социальный туризм отвечал интересам двух сторон: потребителей, которые в силу своей ограниченной платежеспособности таким способом могли решать проблемы организации отдыха, и поставщиков туристских услуг, для которых подобная деятельность способствовала сглаживанию сезонных колебаний спроса, более полному использованию мощностей объектов размещения, транспорта, питания и т.п.
Динамичное развитие туризма, массовый характер туристских потоков, мультипликативное воздействие его на различные сферы и отрасли экономики сопровождаются усилением его социальных функций, что способствует реализации гражданских прав, в т.ч. на отдых, охрану здоровья, передвижение, социальную реабилитацию и др.
Внешние и внутренние изменения туризма, как своеобразного феномена, находили отражение в научных концепциях, определявших его сущность и значение в воспроизводственном процессе. При этом наибольшее влияние оказывали такие факторы, как рост доходов и повышение уровня жизни населения, увеличение занятости и введение во многих европейских странах оплачиваемых ежегодных отпусков, рост транспортных коммуникаций и пассажирских перевозок, стимулируемых гибкой тарифной системой, расширение туристской инфраструктуры и приток инвестиций в туристскую индустрию, утверждение в постиндустриальном обществе социальной политики, ориентированной на поддержку и защиту инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных граждан и т.д. Вследствие этого наибольшее распространение к трактовке понятия социального туризма получили два подхода, – широкий и узкий, основу которых составили декларации Всемирной туристской организации, принятые в Брюсселе (1963 г.), Маниле (1980 г.), Акапулько (1982 г.), Софии (1985 г.), Гааге (1989 г.), Монреале (1996 г.), Санкт-Петербурге (1997 г.).
В 1963 г. в Брюсселе было создано Международное бюро социального туризма (БИТС) в составе Всемирной туристской организации (ВТО), совместными усилиями которых в Манильской декларации сформулирована основная цель социального туризма: «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».
Во Всемирной декларации прав человека, а затем в Монреальской декларации «К гуманитарному и социальному ведению туризма», принятой в 1996 г. Генеральной ассамблеей БИТС определен главный принцип социального туризма – обеспечение доступности путешествий для всех слоев населения. Для реализации принципа доступности установлены формальные категории организаций, которые могут заниматься социальным туризмом, в т.ч. ассоциации, кооперативы, общества взаимопомощи, фонды, федерации, бесприбыльные организации и др., которые в своем уставе или регламенте четко ставят задачи социального характера с целью обеспечения доступности путешествий и туризма максимальному количеству людей, не ограничивая туризм единственной целью максимального получения прибыли. Принадлежность к социальному туризму обусловливается участием в совместном решении социальных, гуманитарных, культурнопросветительских задач; ориентацией на целевую клиентуру; наличием в предлагаемом турпродукте в качестве неотъемлемого элемента добавленной стоимости неэкономического характера; соответствии цен заявленным социальным целям; разработкой долгосрочной социальной политики в области туризма, предусматривающей прямую государственную поддержку на национальном, региональном и международном уровнях.
Интеграция перечисленных признаков, отражающих приоритет общественных ценностей, а также преобладающие пропорции между государственным регулированием и рыночной координацией, проявились в узкой трактовке социального туризма преимущественно как дотационного. Согласно узкому подходу, социальный туризм предназначен для реализации гражданских прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья наиболее социально уязвимым слоям населения. Такой подход в понимании социального туризма дает возможность ограничить не только цель и состав участников путешествий, но и раскрыть специфику набора услуг, включаемых в турпродукт, организации его потребления, источников возмещения затрат. Социальный туризм в узкой трактовке базируется на ассоциативном движении, включающем различные меры социальной помощи и поиском низкозатратных вариантов организации отдыха.