Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах
Основное условие нормального развития – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой такой школой общения становиться семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфику социальной среды. Именно в раннем детстве формируется исходное либо доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследования свидетельствуют[11], что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.
Успешному решению вопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройство жизни в детском доме:
1. Осознавая, что государственное учреждение в любых его моделях не сможет в полной мере компенсировать для ребенка потерю семьи, детский дом организует жизнедеятельность воспитанников по типу замещающей семьи.
2. Организация проживания детей максимально приближена к семейной обстановке: разновозрастные социальные семьи проживают в отдельных изолированных помещениях, где имеются: гостиная - комната для игр и отдыха, спальня, кухня, санитарный блок.
Число проживающих детей в каждой семье от 10 - 13 человек.
3. В группах должно быть все необходимое для создания в сознании ребенка целостного образа дома, для формирования у детей социально необходимых представлений о хозяйственно - бытовой жизни: телевизор, компьютер, мягкая мебель, магнитофоны, видеомагнитофоны, ковры, бытовая техника, книги, игрушки, и др.
4. Ликвидация возрастной ступени, в группах - социальных семьях -проживают дети от 4 - 18 лет.
5. Подбор детей в семьи ведется по родственному принципу: братья и сестры получают возможность жить вместе, трудиться, общаться, отдыхать. Обеспечить индивидуальный подход к одаренным и неуспевающим детям, педагоги учат воспитанников принимать людей такими, какие они есть, проявляя сочувствие, сопереживание, радуясь успехам каждого.
Таким образом, любые формы работы преломляются через общение и взаимодействие младших и старших, детей и взрослых. В семейных коллективах ребенок быстрее адаптируется, привыкает к выполнению определенных обязанностей (учеба, самообслуживание, забота старших о младших), и этому способствует весь уклад жизни в семье.
Главная задача воспитателей – создать отношения доброжелательности, взаимопомощи среди детей внутри семьи, дома.