Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как общественное явление имеет много вековую историю. Социальные потрясения XX века стали, причиной появления большого числа детей-сирот вместе с тем они привели к возникновению нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты - дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам. К социальным сиротам относятся и дети, от которых родители отказались.
По данным официальных источников Минобразования России основных тенденции изменения системы жизнедеятельности детских домов и числа детей-сирот в них за 1990-1999 годы следующие[3]:
1. Увеличение числа детских домов (более чем в 2 раза) и численности воспитанников в них.
2. Преобразование дошкольных и школьных детских домов в смешанные (по типу семьи) детские дома. Преобладание детских домов по семейному типу (к 1999 году из 1191 детского дома в РФ создано 850 детских домов смешанного вида: для детей дошкольного - школьного возраста).
3. Появление новых видов государственных образовательных учреждении для детей-сирот: домов детства, детских домов - школ, учебно-воспитательных комплексов, школ - интернатов с первоначальной летней подготовкой, кадетских школ - интернатов.
4. Создание негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот (на 01.01.1999 года в 9 регионах РФ создано 16 негосударственных детских домов: пансионаты, колледжи, епархиальные детские дома, детские деревни SOS, приюты и т.д.)
5. Создание семейных форм устройства для воспитания детей-сирот: патронатные семьи, приемные семьи, опека, попечительство, усыновление.
6. Создание постинтернатных форм подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни: центры постинтернатной адаптации при органах управления образования (Москва, Владимир), при детских домах и школах интернатах (Санкт - Петербург, Пермская область).
7. Появление общественных организаций в защиту детей-сирот (Москва, Московская, Тверская области и др.)
Число детей, оказавшихся без попечения родителей в результате решения их родительских прав, по - прежнему растет: в 1999 году таких детей было 46,5 тыс., в 2000 году их число выросло до 53 тыс. человек.
Наиболее распространенными видами специализированных детских учреждений являются дома ребенка, детские дома и школы интернаты.
Детский дом - государственное образовательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Детские дома различаются:
- по возрастному принципу - для детей дошкольного возраста (3 - 7), школьного возраста (7 - 18) и смешанного типа;
- в зависимости от особенностей контингента воспитанников - общего типа, санаторные (для детей нуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями в развитии);
- в зависимости от круга решаемых задач - детский дом, детский дом - школа, учебно - воспитательный комплекс.
Ранее имела место ситуация, при которой дошкольные детские дома и детские дома для детей школьного возраста существовали обособленно друг от друга. При этом перевод ребенка из одного учреждения в другое, где свои правила и порядки, новые лица детей и воспитателей, являлся стрессовой ситуацией для воспитанника. При таком положении дел братья и сестры одного возраста, как правило, попадали в разные учреждения. Сейчас имеет место тенденция создания смешанных детских домов школьно - дошкольного типа.