Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Цели, задачи, реализация мониторинга экономики образования
В то же время, учитывая ограниченность действующей образовательной статистики, в рамках мониторинга проводятся специальные статистические обследования: осуществляется сбор оригинальной статистической ин формации, характеризующей кадровый потенциал, материально-техническую и информационную базу, а также финансово-экономическую деятельность пилотных образовательных учреждений.
Особое место в мониторинге экономики образования занимают аналитические исследования. В 2002 г. упор был сделан только на двух аспектах, а именно на оценке рынков образовательных услуг и анализе образовательных стратегий семей. На следующем этапе изучались мотивации и предпочтения семей в сфере образования, а также более точно были оценены расходы семей на эти цели, выделены в их составе официальные (белые), серые (неофициальные, но попадающие в учреждения образования) и полностью теневые (коррупционные) составляющие. Продолжалось изучение рынков образовательных услуг дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного образования детей и взрослых. Новое направление связано с анализом образовательных и экономических стратегий учреждений профессионального образования, которые, как выясняется, далеко не всегда лежат на поверхности и тем более не всегда декларируются их руководителями. Полученные результаты подтвердили его актуальность и перспективность.
В рамках мониторинга экономики образования сделаны первые шаги по исследованию взаимовлияния рынков образования и труда. Результаты мониторинга легли в основу анализа финансовых потоков - как видимых, так и теневых - в сфере образования, на основании которого были просчитаны и описаны различные сценарии развития системы образования на период до 2010 г.
Информационное поле аналитических исследований и прогнозных разработок мониторинга, как было показано выше, обширно и разносторонне.
Данные, полученные в ходе мониторинговых обследований, формализуются и систематизируются в виде достаточно сложной и разветвленной системы индикаторов и показателей, как статистических, так и социологических. Ее состав и структура еще формируются. При этом первоочередное внимание уделяется комплексности, методологической согласованности определений, понятийного аппарата и классификации, которые лежат в основе указанной разработки.
Массивы первичных данных, результаты социологических и статистических обследований, подготовленные на их основе отчеты и аналитические материалы формируют информационную базу мониторинга экономики образования, которая в настоящее время служит уникальным источником для разнообразных аналитических исследований и прогнозных разработок и которую, после проработки ряда организационно-правовых вопросов, предполагается открыть самым широким слоям пользователей.
Следует подчеркнуть, что мониторинг экономики образования призван не только обеспечивать информационные потребности органов управления образованием и исследовательские интересы аналитиков. Важно довести его результаты до широкой общественности. Только так, максимально гласно представляя новые идеи и разработки, можно инициировать в обществе дискуссию по проблемам модернизации образования, обеспечить, с одной стороны, понимание и поддержку образовательной политики, а с другой - ее конструктивную критику. Именно для этого осуществляется широкая популяризация результатов мониторинга экономики образования.
Таким образом, предметом мониторинга является непосредственно экономика образования, однако охват мониторинговых исследований значительно шире. Это обусловлено необходимостью выявления самых разнообразных факторов, определяющих экономику сферы образования. Результаты мониторинга должны стать информационной основой системы управления образованием в кардинально изменившихся условиях.