Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Проблемы развития сферы услуг в современных городах
Исследования сферы услуг отмечают усложнение пространственных схем в размещении предприятий этого сектора. Усиливается привлекательность для этих предприятий территории крупнейших городов, что приводит к значительной концентрации. Эта ситуация не поддается объяснению в рамках классической концепции центральных мест, сформулированной еще в довоенный период. Возникли принципиально новые факторы, определяющие поведение потребителей и фирм, предоставляющих услуги.
Прежде всего, за последние полвека резко усилилось проявление тенденции городов к определенной функциональной специализации, что обусловлено усилением взаимодействий между городами, т.е. формированием подсистем сетевого типа в рамках общенациональных и даже наднациональных систем городов. Повышение мобильности людей, товаров и информации ведет к эксурбанизации некоторых функций обслуживания в составе производственной деятельности предприятий. Существенную роль начинает играть также активная маркетинговая политика отдельных городов, стремящихся привлечь инвестиции на свою территорию. В совокупности эти факторы, как правило, дают преимущество крупным городам, дополнительно здесь действует также фактор экономии агломерации. Так, например, на 25 важнейших центров Канады приходится 96% доходов сектора услуг.
Интенсивное развитие услуг для частных лиц во многом определяется общей сменой ориентиров в экономической жизни. Все более существенной становится именно сфера спроса, что объясняет, в частности, современную роль экономики досуга. Специалисты отмечают это как универсальную тенденцию, город меняет ориентацию с удовлетворения насущных нужд потребителя на выполнение его желаний: снижается доля обычных расходов на питание, одежду, жилье, растут расходы на развлечения и покупку престижных товаров. На протяжении последних десятилетий в масштабах всей городской цивилизации развитых стран произошел фундаментальный социально-экономический сдвиг, свидетельствующий о торжестве парадигмы «общества потребления».
При рассмотрении городов того или иного субнационального региона важно иметь в виду его общий экономический уровень, поскольку он определяет развитие сферы обычных услуг в конкретном городе. Это подтверждается исследованиями по регионам стран Европы, где наиболее интенсивно третичный сектор развит на юго-востоке Англии, в районе Иль-де-Франс с центром в Париже, в городах, входящих в систему Ранд-стада в Голландии, в зонах таких городов, как Брюссель, Мадрид, Рим и Афины, а также в прочих ведущих туристических зонах Европы.
При этом отмечается резкая неоднородность сектора услуг в отношении принципов размещения его предприятий. Поэтому анализ их территориального распределения требует изучения особенностей отдельных отраслей третичного сектора. Среди этих особенностей называют несколько решающих факторов: 1) изобилие или редкость услуг; 2) тип отношений клиента и оператора, где существенны особенности поведения экономических агентов, выбираемые ими стратегии, возникающие между ними конфликты; 3) частный или общественный характер предприятия обслуживания; 4) величина «порогового расстояния», что в свою очередь влияет на потенциальный объем спроса; 5) тип клиента. В последнем случае существенно также положение услуг в жизненном цикле производства продукта. В целом отмечается особенно высокая склонность к концентрации в крупнейших городах для: редких услуг; частных предприятий обслуживания; услуг инновационного характера в целях бизнеса.
Дополнительно отмечаются следующие факторы: степень известности фирмы и уровень привлекательности предлагаемого ею обслуживания; потребность отрасли в рабочей силе; уровень предложения жилья в конкретном городе, влияющий на возможности перемещения населения; местные особенности государственного регулирования. Для большинства видов услуг отмечается наличие признанных городов, где концентрируются предприятия-лидеры.
Города, в которых наиболее интенсивно развивается сфера услуг, нередко сохраняют некоторые виды промышленного производства. В то же время во многих городах, где промышленность приходит в упадок, подобное падение не сопровождается достаточно заметным ростом услуг. Таким образом, то, что на уровне сводных данных по отраслям дает картину замещения отраслей промышленности услугами, на уровне конкретных городов обнаруживается прежде всего как их нарастающая экономическая сегрегация, идет нарастание экономического и социального неравновесия в рамках систем городов. Однако эти процессы сегрегации развиваются не столь однозначно. В большинстве развитых стран политика общественного благосостояния направлена на поддержание определенной территориальной справедливости в отношении социальных и здравоохранительных функций, предоставляемых общественным сектором.