Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Специфика отраслей третичного сектора
Резкий рост сферы услуг и ее доминирующая роль в большинстве крупных городов требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятие обслуживания и, опираясь на него, уточнить понятие отрасли услуг. Для этого следует рассмотреть специфические черты услуг.
Продукция нематериальна, процесс производства предполагает близость или тесное взаимодействие между мастером и клиентом, при этом возможна даже ситуация совместного достижения результатов. Конечный продукт не поддается хранению и транспортировке. Однако эти принципы не всегда применимы к ситуациям, возникающим в отраслях, относимых обычно к третичному сектору. Некоторые продукты этих отраслей транспортабельны. Некоторые виды обслуживания воздействуют на «осязаемые» объекты, которые они материально преобразуют или пространственно перемещают. Близость к клиенту или взаимодействие с ним не всегда обязательны.
Границы этого сектора с трудом поддаются уточнению. По сравнению с промышленностью можно отметить множественность мелких подотраслей, часто менее крупные инвестиции, крайнее разнообразие видов деятельности. Именно этим легко объясняются попытки выделения из него в отдельный сектор специфических видов обслуживания. Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, перекрестное наложение подобных разбиений обеспечивает весьма детализированную классификацию отраслей. Знание конкретного класса, к которому относится отрасль, дает достаточно подробное ее описание. Часто предлагают следующие дихотомические принципы разбиения:
1. Производство услуг общественного или коллективного нерыночного типа - Производство услуг рыночного типа.
2. Производство традиционных услуг - Современные услуги.
3. Обычные услуги — Редкие услуги.
4. Предоставление услуг производственного характера - Производство услуг, связанных с потреблением.
5. Производство услуг, играющих роль лидеров экономического развития - Производство «сопутствующих» услуг, сопровождающих рост населения или другие виды деятельности.
На наш взгляд, заслуживает внимания подход Гадрея, детализирующий само понятие «отношение обслуживания», которое рассматривается как некоторая взаимосвязь между операторами обслуживания и клиентами, возникшая в связи с необходимостью разрешения некоторых проблем клиента. Соответственно различается объект обслуживания, далее называемый «носитель услуги» Н, деятельность по обслуживанию -операция трансформации состояния некоторого объекта-носителя Н, «используемого» клиентом К, осуществляемая оператором обслуживания О по запросу К и нередко вместе с ним.
При этом для большинства услуг характерно также, что процесс обслуживания не завершается производством товаров, поддающихся транспортировке, отдельно от материального носителя Н.