Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Роль внутренней культуры личности в практике социальной работы
· стрессоустойчивость в процессе общения;
· умение контролировать своё поведение (сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения);
· умение расположить к себе, привлекательная внешность;
· развитая интуиция.
Так же существуют и противопоказания – основания для профнепригодности человека к профессии социального работника:
· склонность к быстрому развитию синдрома «эмоционального сгорания» (пресыщение общением, непреходящая усталость, подавленность);
· черствость, холодность к людям;
· замкнутость, робость;
· озабоченность, эмоциональная неуравновешенность;
· независимость, нежелание подчинятся руководителю.[26]
Также одним из слагаемых выделяется основанное на гуманистических ценностях мировоззрение. Например, Кайгородова выделяет следующее кредо социального работника:[27]
· бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;
· социальная защищенность;
· забота о здоровье людей;
· экологическая безопасность.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Таким образом, обладающая высоким уровнем внутренней культуры, личность – характеристика компетентного профессионала, способного выполнять профессиональную деятельность. Ещё одним из источников знаний о требованиях профессиональной деятельности к её субъекту – это профессиональный кодекс. Кодекс отражает этические обязательства по отношению к клиенту, своим коллегам, руководителем, руководящей организации, перед своей профессией, перед обществом. Несмотря на декларативный характер норм, закрепленных в кодексе, они выражают специфику этического поведения представителя профессии и, следовательно, они выражают некоторые характеристики личности, которые должны проявляться в профессиональной деятельности. Например, трудно поверить, что человек, характеризуемый как лживый, в своей профессиональной деятельности будет соблюдать требования этического кодекса о честности или если человек безответственный, то выполнять свои этические обязательства. Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам.[28] Таким образом, существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс – свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояниям.