Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Влияние социума на конструирование политической системы
В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты — основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.
Совокупность политических ролей обладает свойствами системы: каждый элемент функционален и решает свои определенные задачи. Любая политическая роль имеет смысл и возможность реализации только в едином политическом пространстве, потому что они независимы и влияют друг на друга. Каждый элемент политической системы уникален и не повторяет свойств всей системы. Обладая определенными преимуществами, ролевое представление о политической системе позволяет достаточно четко определить виды и образцы политического поведения, место и роль индивида в политическом процессе, его представления, предпочтения, цели и ориентации, выделить его активно-преобразующее начало. Система политических институтов охватывает все поле политической жизни. Власть осуществляется государством, а борьба за власть организуется политическими партиями и движениями, участие масс в формировании государственных органов регулируется институтом выборов и т. д.
Мнения социологов о конструировании, строении политической системы не совпадают. Одни считают ее тождественной государству и рассматривают как сложное взаимодействие государственных органов и учреждений. Другие — расширяют пределы политической системы за счет политических партий и других политических и массовых объединений, участвующих в процессе формирования институтов политической власти. Третьи включают в политическую систему различные оппозиционные политические партии и движения, отстраненные от непосредственного участия в формировании властных структур и т. д. Но ведь подходы основываются на узком понимании политического института, на отождествлении политического института с политической организацией общества, которая, как правило, формализована и структурно и функционально.
Помимо политических объединений многие устойчивые по характеру виды политической деятельности остаются неформализованными и представляют обязательный атрибут политической жизни любого общества (митинги, манифестации, протесты и т. д.). Участники массовых выступлений населения не связанны формально-уставными отношениями и возможно никогда больше не сойдутся вместе в таком составе. Но любой лозунг, любой митинг неизбежно повторяет определенные нормы и правила: обозначенное место манифестантов, участие в митинге лиц, разделяющих цели и сочувствующих политическим взглядам организаторов, согласие с выдвинутыми лозунгами, поддержка выступающих, неприятие иных взглядов и. Если кто-либо нарушает правила, то к ним применяются разнообразные санкции: осуждающие взгляды, критики, улюлюканье и даже выдворяют из собрания и т. п.
Митинг — специфический неформализованный вид политического института. Политическими институтами выступают и избирательные кампании, политические манифестации, пикеты, коммпромиссы и т. п. Конечно же, политическая система включает всю совокупность политических институтов — формализованных и неформализованых действующих на непостоянной основе, воссоздавая целостную картину политической жизни общества.
Институционный подход определения сущности политической системы это достаточно целостное представление о политической сфере, вскрывает различия политических систем в различных странах. Наличие института монархии свидетельствует о монархической форме правления, сосредоточение исполнительной власти в руках избираемого президента — президентской республике и т. д. Для определения формы политической системы важно не только наличие тех или иных институтов, но и характер их взаимосвязи. Сохранение в Англии института монархии не свидетельствует о монархической форме правления, потому что здесь исполнительная, законодательная и судебная власти принадлежат избираемому премьер-министру и парламенту. Отличается парламентская республика просто наличием парламента как института законодательной власти, установлением им контроля за исполнительной властью, в частности, и праве смещать и утверждать правительство.
Проблема взаимодействия, независимости политических институтов — одна из важнейших в анализе политических систем, обусловливаемая тем, что система всегда нечто большое, отличное от простой совокупности ее компонентов. Отличается система специфическими связями, отношениями и взаимосвязями между функционирующими элементами. Такое отличие позволяет рассматривать политическую систему как коммуникативную.