Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Мотивация террора
Ведущим ориентиром для вузов сегодня должно стать воспитание социально ответственной личности, способной к созидательному труду, созидательной жизнедеятельности, через формирование ответственности личности за свое дело, своих близких, свою семью, местное сообщество, страну. В этом и заключается смысл воспитания гражданственности. Решение этих задач особенно важно сегодня на юге России. Ведь культура созидания отторгает формы противоправности, экстремизма, терроризма, антикультуры и антигуманизма. Что здесь представляется первоочередным? Конечно, нужна современная ресурсная база для координации культурно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Здесь необходимы совместные усилия органов государственной власти, вузов, системы просвещения и культуры.
Вузам нужна современная система информационной и культурной коммуникации через стендовые формы, вузовскую печать, радио- и телетрансляции, Интернет-порталы. Важно развивать массовую творческую деятельность студенческой молодежи через систему вузовских конкурсов и праздников, поддержку студенческих творческих коллективов. Проведение таких фестивалей объединяет и сплачивает студенчество, а творчество и культура становятся проводниками мира, согласия, добра. Следующая важная задача - привлечение к воспитательному процессу в вузах авторитетных и уважаемых представителей научно-технической, творческой, вузовской интеллигенции, опора на традиции российской интеллигентности как единства образованности, воспитанности и культурности, на нравственный идеал, героев прошлого и современной России. Воспитание должно опираться на формирование этически ответственного отношения к миру. Ответственность - значит гражданственность, которая задает меру сопричастности человека социуму и формирует чувство патриотизма. Гражданственность - это творческая активность, сознательность, свобода и ответственность, солидарность, духовность, самодеятельность. Отправными пунктами формирования гражданственности в России должны стать исконно русские духовные ценности: служение отечеству, высокое чувство общественного долга, ответственность, гражданский патриотизм.
Необходимо обучение молодежи культуре поведения, культуре жизни. Поле деятельности для этого огромное - помощь ветеранам, пенсионерам, участие в обустройстве детских спортивных площадок, восстановлении и уходе за историческими памятниками и т.д. Возможно проведение в вузах конкурса студенческих инициатив. Целесообразно возродить и апробировать формы студенческого социального шефства (над школами, библиотеками, детскими домами и т.д.).
Сегодня назрел вопрос о консолидации студенческой молодежи в рамках общероссийской студенческой организации, которая бы стала школой студенческой инициативы и социальной практики. В организации воспитательной работы со студенческой молодежью важно осуществлять регулярный мониторинг ценностно-нравственных установок и мотиваций студентов как метода воспитательной работы и обратной связи
Физическое здоровье, культура здорового образа жизни студентов. Сегодня больше половины абитуриентов приходят в вуз с отклонениями в здоровье и хроническими заболеваниями. В настоящее время неправомерно рассматривать физическую культуру и спорт всего лишь как досуг или средство отвлечения молодежи от вредных привычек. Сфера физической культуры и спорта оказывает многоплановое воздействие на социальные процессы, происходящие в обществе, например она: - способна улучшить состояние физического здоровья населения; - нормализовать физиологическое состояние организма, снижая факторы агрессивности, тревожности и неудовлетворенности, способствует формированию положительных эмоций; - имеет высокую значимость и является авторитетной для подавляющего большинства молодежи; - несет позитивное содержание без политической окраски; - противостоит распространению вредных привычек; - организует здоровый и активный досуг населения; - обеспечивает занятость детей и подростков деятельностью, которая им по душе; - дает возможность индивиду улучшить свое материальное положение и получить общечеловеческое признание; - способствует развитию спортивной индустрии - динамичной отрасли экономики. Таким образом, актуальность программы "Здоровье" обуславливается как высокой социальной значимостью обозначенной проблемы, так и наличием механизмов ее решения.