Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальные организации и социальные институты
4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.
Каждый социальный институт имеет:
Ø более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;
Ø набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;
Ø систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;
Ø конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами)[5].
Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:
Ø потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;
Ø потребность в производстве товаров и услуг;
Ø потребность в распределении товаров и услуг;
Ø потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);
Ø потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;
Ø контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности)[6].
В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество — становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья оказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества.
О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностей конкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочет служить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотят иметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак — это в том числе и ограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничения свободы и т. д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждает его к этому, вводя налог на бездетность.
В социологии обычно выделяют:
Ø институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности, как индивида, так и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг;
Ø институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство членов общества;
Ø политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами;
Ø культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей[7].
Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов.
Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида[8].