Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Сущностные социальные функции
Выше мы указали, что к сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.
В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции - одни авторы (И. М. Фрумин, Л. А. Шилов, А. Н. Хропач и другие) называют в качестве сущностных:
Ø воспитательную,
Ø образовательную,
Ø производственную функции,
другие (Ю. Н. Столяров, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, Н. В. Жадько):
Ø кумулятивную,
Ø мемориальную,
Ø коммуникативную.
В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция.
В начале 1990-х годов в качестве единственной сущностной социальной функции выдвигается информационная. Сторонники этой точки зрения утверждают, что «единство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функции» и что, «несмотря на внутреннюю противоречивость информационного подхода к анализу перспектив библиотечного развития, именно он стал доминирующим». Пересмотр отношения к информационной функции сторонники информационного подхода связывают с поиском «места и роли библиотеки в информационной сфере», перспективами интеграции «библиотеки с другими информационными учреждениями в информационной инфраструктуре общества», «переходом от сдержанной конфронтации между библиотечным сообществом и информационной сферой к признанию важности информатизации библиотек», творческим осмыслением опыта зарубежных коллег, которое «могло бы помочь нам исподволь подготовиться к превращению в информационное общество с наименьшими экономическими издержками».
В 1990 году информационная функция была признана В. В. Скворцовым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку «сущность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не документ, не публикация, а информация». Такой же точки зрения придерживалась и Н. И. Тюлина, по убеждению которой информационная функция «изначально присуща библиотеке как социальному институту»: она «выходит из общего перечня библиотечных функций, по какому бы критерию он ни строился».
Несмотря на широкое распространение взгляда на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-разному: как информирование пользователя об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; как деятельность по аналитико - синтетической переработке информации; как предоставление пользователям концептографической и фактографической информации. Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движением информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию.
Наряду с информационным широкое распространение в последние время получил также коммуникационный подход. Его основоположником является Ю. Н. Столяров, который в начале 1980-х годов, основываясь на том, что «социальное предназначение библиотеки . состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации», пришел к выводу, что «имманентная социальная функция библиотеки - коммуникативная». В дальнейшем данную функцию наряду с другими сущностными социальными называли В. Р. Фирсов, А. В. Соколов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, М. С. Слободяник, Н. В. Жадько.