Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Анализ процесса десемантизации в рамках концепции жизненных сил и культурвиталистского подхода
В принципе витализм имеет достаточно длительную историю и как мировоззренческая и как теоретическая конструкция. Виталистские идеи можно обнаружить в древней мифологии различных народов. Термин витализм происходит от латинского vitalis – жизненный.
Концептуальное оформление виталистской социологии как парадигмы социального мышления произошло в конце ХХ века и оказалось связанным с активизацией исследований в области этнографии и этнологии, развитием социологии национальных отношений, культурологии. Здесь произошло явное углубление анализа субъектности человека как представителя различных национально-этнических общностей с учетом универсализации, унификации образа жизни населения Земли в условиях информационной, в целом коммуникационной революции, возрастания значимости национально-региональной, культурно-этнической дифференциации.
Озабоченность проблемой жизненных сил человека стала одной из приоритетных задач в результате осуществления социального прогресса, ускорения темпов социокультурного развития. Эти проблемы вызвали явное обострение проблем сохранения, социальной защиты духовно-культурных, нравственных основ жизни людей, формирования новых смысложизненных ориентаций. В данном мировоззренческом поиске наиболее сильное влияние приобрели системные, синергетические и диатропические взгляды.
Указанное направление социологической теории (виталистская социология) разрабатывается в последнее десятилетие группой ученых Алтайского государственного университета во главе с доктором социологии, профессором С.И. Григорьевым. [1; 8; 9; 10]
Данная социологическая теория содержит разнообразные возможности для содержательного анализа массовой культуры, характера ее влияния на воспроизведение жизненных сил отдельного человека и народа в целом в различных сферах, в том числе в духовно-нравственной.
Анализ массовой культуры, в свою очередь, позволяет дать более многостороннюю характеристику жизненной среды обитания человека. Можно сказать, что человека формирует среда, в которой он живет, социализируется, в том числе в процессе потребления продукции массовой культуры.
Основу, указанной системы понятий, составляет концепция эволюции жизненных сил как биопсихосоциального существа. Исходными категориями выступают категории «жизненные силы» и «жизненное пространство» человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений. Взаимозависимость, взаимовлияние данных явлений и понятий составляет фундамент социологического знания, изложенного в категориях социологии жизненных сил человека. Причем в виталистской парадигме сущностные силы человека чаще всего сводятся к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами.
Жизненные силы, согласно названной концепции, в основных сферах общественной жизни трансформируются, оформляются в виде его производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых сил как способность воспроизводить и совершенствовать свою хозяйственно-экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную и социально-бытовую жизнь.
Можно заметить, что массовая культура как раз и служит воспроизводству жизни человека, возбуждая его чувства, стимулируя действия, поднимая настроение и расслабляя. Именно в этом качестве она является средством для воспроизведения жизни.
В определении базовых социальных отношений указанная парадигма идет от понимания фундаментального значения взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства, взаимозависимость субъектов общественной и индивидуальной жизни по поводу жизненного пространства, средств обеспечения, воспроизводства и совершенствования жизни во всем ее разнообразии. Жизненное пространство чаще всего понимается как среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь.
Взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства человека – это, во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие, во-вторых, выделяются особенности взаимодействия, обусловленные активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека; в-третьих, взаимодействие осуществляется с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией.