Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Односюжетная фабрикация
Обоснованность выделения данного механизма десемантизации подтверждается рядом работ отечественных и зарубежных авторов [23; 47; 32; 18; 62; 20; 17].
Одна из функций массовой культуры – функция психологической защиты. Гипертрофированный акцент на выполнении именно этой роли способствует тому, что средства массовой информации являют собой сегодня целую индустрию развлечений. Это в свою очередь вызывает эффект усиления, который выражается в том, что для удовлетворения потребности публики в зрелищах, необходимо все больше и больше массового продукта.
Между тем, время изготовления готового «товара» заметно сокращается. Можно говорить о серийном производстве не только в области продукции массового потребления, но и в области духовной – в области массовой культуры.
Большой тираж и высокий рейтинг – залог наибольшего дохода, что является главной ценностью современного мира. Главным абсурдом выступает то, что для достижения успеха нет необходимости в изобретении чего-либо нового. Достаточно найти какой-либо зарекомендовавший себя сюжет и реконструировать его, вовлекая в орбиту потребления все большую аудиторию.
Для подтверждения слов можно привести следующий пример. Быть может не все знакомы с книгой «Горец», но большинство видело одноименный полнометражный фильм, который в последствии трансформировался в сериал, мультсериал для детей, а также компьютерную версию игры. Сюжет остается прежним – меняются только декорации. Для привлечения внимания взрослой аудитории используется видеоряд, представленный привлекательными мужчинами и женщинами, для детей – со злом борются мультипликационные персонажи…. При этом главный смысл, заложенный в первоначальный вариант, проходя через следующую ступень моделирования, заметно упрощается, а зачастую и видоизменяется.
Можно привести еще один очень показательный пример. Речь идет о рекламном ролике, основанном на сюжете фильма «Москва слезам не верит». Все многообразие смысла фильма, перипетии судеб главных героев, их постижение жизни, уложилось в минутный ролик, рекламирующий продукт с названием «Мечта хозяйки».
Схожесть сюжетов прослеживается и в производстве латино- и просто американских телесериалов: «… сюжеты настолько похожи друг на друга, что плачущие богатые без труда брали «реванш» и въезжали в позднейшую Санта-Барбару …» [49. с. 36].
Таким образом, односюжетная фабрикация является тем ходом, который активно используют средства массовой информации, при этом сужается проблемно-смысловое поле изложения, и мысль человека оказывается замкнутой в отведенной ей нише, не устремляясь дальше, что представляет собой угрозу для дальнейшего развития человеческого потенциала.