Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Результаты по выборке «Мужчины 75 лет»
В результате обработки данных выделено 6 факторов. Наибольший вклад в дисперсию вносит 1 фактор – 40.937%, с весом 13.099. F1 составляют значения:
не стремиться понять 0.975;
хвастаться успехами 0.883;
не посещать церковь 0.802;
принимать рискованные решения 0.872;
не помогать родным 0.877;
следовать совета 0.776;
постоянно опаздывать 0.800;
не стремиться быть в курсе 0.910;
не читать СМИ 0.900;
не интересоваться политикой 0.771;
идеальное Я -0.664;
у молодого поколения 0.619;
у близкого молодого 0.578;
когда будете старыми -0.351.
Складывается образ импульсивного (принимает рискованные решения), демонстративного (хвастается успехами), безответственного (не помогает родным), бесцельного (не стремится быть в курсе событий), безнравственного (не посещает церковь) молодого поколения. Этот фактор отражает совокупность детерминант межпоколенных конфликтов. Наиболее значительный вес имеют конструкты, отражающие стремление интересоваться мнением окружающих, которое не присутствует у молодого поколения. Респонденты противопоставляют образ молодого поколения образу своего «идеального Я». В целом, 1 фактор – оценочный.
Во 2 фактор (6.8654, 21.451% общей дисперсии) вошли значения:
не переживать бессмыслицу 0.967;
не страдать от одиночества 0.816;
заполнить время 0.783;
не говорить приятное 0.713;
заниматься самообразованием 0.763;
Когда будете старыми -0.352.
2 фактор можно обозначить как фактор «занятости». Закономерна оценка себя в старости как незанятого человека. Пожилой возраст в обществе обозначен выходом не пенсию с прекращением трудовой деятельности. Пожилые попадают в ситуацию неопределённости. У них присутствует стремление ощущать результаты своего труда, однако, они не могут найти точку приложения своих усилий. Поэтому проблема заполнения времени особенно актуальна для лиц пожилого возраста. Возможно, этим объясняется присутствие во 2 факторе конструкта «не говорить приятное», который может быть проявлением агрессивности на ситуацию неопределённости.
3 фактор также достаточно выражен (4.166, 13.019% общей дисперсии) и представлен значениями:
не стремиться к общению 0.794;
не высказывать мнение 0.738;
не привлекать внимание 0.630;
не подсмеиваться 0.653;
у молодого поколения -0.210.
Настоящий фактор – фактор взаимодействия в процессе общения. По-видимому, накопив опыт общения с молодым поколением, старшая мужская выборка оценила молодое поколение как некомпетентную в общении аудиторию, которая «стремится привлечь внимание», «подсмеивается», «высказывает мнение», хотя при этом стремится к общению.
Особенным образом расположены конструкты в семантическом пространстве данной возрастной группы. Большинство установок занимает левую часть координатной оси, что свидетельствует о критическом подходе в оценке себя и окружающих. «Я в прошлом» (34) расположено почти в начале координат в непосредственной близости от «старшего поколения» (36), т.е. занимает достаточно неопределённую позицию. «Я актуальное» (33) переходит в образ «Я в старости» 40), который уходит к отрицательному полюсу 2 фактора – фактора «занятости». Таким образом, респонденты представляют себе перспективу ненужности, невостребованности.
Проинтерпретировав результатов исследования мужской выборки, следует отметить распределение нагрузки конструктов не на два, а на три фактора, что свидетельствует о некоторой расплывчатости, неясных контурах установок. При этом смысловую основу каждого фактора оказалось выделить гораздо легче, нежели в женской выборке. Начиная с 45-летнего возраста, который оценивал старшее поколение более негативно, образ пожилого человека смягчался по мере приближения респондента к возрасту поздней зрелости. Однако видение себя в роли пожилого человека оказалось почти во всех возрастных группах нетождественно или даже противоположно видению современного старшего поколения.