Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Структура аттитюдов представителей различных поколений женской выборки по отношению к лицам пожилого возраста
В результате обработки данных выделено 6 значимых факторов.
1 фактор с весом 12.5132, 39.103% дисперсии включает шкалы:
не контролировать близких (0.951);
говорить приятное (0.920);
заботиться о близких (0.891);
стремиться понять (0.911);
заниматься самообразованием (0.911);
ходить в театр (0.911);
заботиться о внешности (0.809);
помогать родным (0.951);
не жалеть себя (0.938);
не привлекать внимание (0.851).
Репертуары:
у близкого пожилого (-0.674);
у старшего поколения (-0.560);
идеальное Я (0.481);
когда будете старыми (0.396).
2 фактор с весом 5.893, объясняет 18.415% дисперсии и включает в себя шкалы:
не курить в трудных ситуациях (0.801);
не вести себя вызывающе (0.816);
стремиться быть в курсе (0.940);
читать СМИ (0.852).
Репертуары:
у молодого поколения (-0.397).
Молодое поколение коррелирует с «Я в современной жизни»(r=0.337).
Шкалы, имеющие вес в первом факторе практически соответствуют шкалам, выявленным на выборке 45 лет. Особенностью является более значительный их вес в матрице (>0.850). Выделенные характеристики не соответствуют образу близкого пожилого окружения (а=-0.674) и образу старшего поколения в целом (а=-0.560), посредством чего старшее поколение можно описать как доминирующее («контролировать близких», «не стремится понять»), слабо включённое в сферу социума («не занимается самообразованием», «не заботится о внешности», «не ходит в театр»). Семантическое пространство (рис. 2.) иллюстрирует прогноз жизненного пути в онтогенезе: «Я идеальное» (35) расположено рядом с образом «Я в старости» (40). Прослеживается тенденция прогноза себя в старости как самореализовавшейся личности, максимально соответствующее образу «Я идеальное». При этом репертуары «идеальное Я» и «у близкого пожилого человека» (37) расположены на противоположных позициях, что указывает на нежелание обладать характеристиками современного старшего поколения.
В результате обработки выделено 7 значимых факторов. F1 объясняет 49.089% общей дисперсии с весом 15.7085. F2 с весом 6.1367 объясняет уже 19.177% дисперсии, что означает высокую выраженность F1.
В 1 фактор вошли значения следующих шкал:
не поступать как хочется (0.955);
ограничивать себя (0.783);
не переживать бессмыслицу (0,873);
заполнить время (0.872);
говорить приятное (0.852);
заботиться о людях (0.951);
стремиться понять (0.860);
заниматься самообразованием (0.939);
не вести вызывающе (0.896);
помогать родным (0.951);
не жалеть себя (0.832);
не опаздывать (0.924);
не привлекать внимание (0.928);
стремиться быть в курсе событий (0.934);
читать СМИ (0.865);
интересоваться политикой (0.775).
А также репертуары:
У молодого поколения (-0.769);
У близкого молодого (-0.760).
Наиболее высокий вес (а>0.920) имеют значения шкал «не поступать, как хочется», «заботиться о людях», «помогать родным», «заниматься самообразованием», «стремиться быть в курсе событий», «не опаздывать». Эти качества характеризуют социально желательного, дружелюбного человека, который приятен в общении, ответственен, при этом сохраняет активную социальную позицию («читает СМИ», «стремится быть в курсе событий», интересуется политикой»). Молодое поколение в целом и близкие молодые люди не обладают указанными качествами, они представлены пассивными, демонстративными (постоянно опаздывают, стремятся привлечь внимание), независимыми (поступают, как хочется, не интересуются происходящими событиями). Следует отметить корреляцию близкого молодого поколения с: Я в современной жизни (r=0.564), я в прошлом (r=0.547), у близкого пожилого (r=0.494), у молодого (r=0.437), когда будете старыми (r=0.588). Корреляция не выражает причинных связей, однако она позволяет отобразить совокупности по определённым признакам. Можно это проинтерпретировать так: представители возрастной группы 50-55 лет не относят себя к лицам пожилого возраста.