Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Описание программы исследования
В исследовании использовались 32 биполярных шкалы-дескрипторова соответствующие разным вариантам межличностных отношений. В качестве объектов оценки, выражающих межпоколенные обобщения и стереотипы, было взято 8 понятий (ролевых позиций в терминах Дж. Келли), представленных следующими смысловыми блоками: «Я в настоящем», «Я в прошлом», «Я в будущем», «Идеальное Я». «Старшее поколение (как социальная группа)»; «Молодое поколение (как социальная группа)»; «Близкий молодой человек»; «Близкий пожилой человек».
Испытуемые, в роли которых были представители старшего поколения (110 человек), молодого поколения, работающих в органах социальной защиты (Комитет по социальной защите – 69 человек; Рубцовский дом-интернат – 58 человек, работники других домов-интернатов и территориальных центров – 56 человек), обоего пола, разного возраста и образования.
В женской выборке участвовали представители следующих возрастных категорий:
1) 45 лет;
2) 45-50 лет;
3) 50-55 лет;
4) 55-60 лет;
5) 75 лет.
В мужской выборке представлены следующие возрастные категории:
1) 45 лет;
2) 50-55 лет;
3) 55-60 лет;
4) 75 лет.
Респонденты оценивали по семибалльным шкалам (от – 3 до +3) степень того, насколько каждый данный дескриптор соответствует или может служить характеристикой каждому оцениваемому объекту (ролевой позиции).
Обработка данных включала суммирование индивидуальных протоколов в общегрупповую матрицу данных (8 объектов х 32 шкалы - характеристики межличностных отношений) с последующим применением факторного анализа методом главных компонент. Факторный анализ осуществлялся по программе из пакета прикладных статистических программ (в авторской программе Kelly, разработанной В.И. Похилько и Н.Н. Страховым).
Объект
данного исследования – категориальная структура обыденного сознания представителей различных поколений.
Предмет
– социальные установки по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия.
Целью
исследования - выявление социальных установок по отношению к лицам пожилого и старческого возраста.
Достижение цели предполагается посредством решения следующих задач:
1) статистически проанализировать данные по выборкам респондентов, принадлежащих к различным возрастным категориям;
2) построить семантическое пространство ролей представителей различных поколений посредством компонентного анализа;
3) проанализировать самопрогноз развития личности респондента как представителя определённого поколения;
4) интепретировать получены результаты.
Предложены гипотезы
:
1) Установки обыденного сознания женщин являются более выраженными, чем у мужчин.
2) Большинство аттитюдов характеризует конструкт «стремление к доминированию – зависимость».
3) Прогноз образа «Я в старости» не соответствует образу современного старшего поколения.
4) По мере приближения личности к периоду поздней взрослости количество положительных оценок старости увеличивается.