Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Этапы становления социальных технологий
Появление социальных технологий в виде «прототехнологий» – как технологий управления в пределах различных конкретных форм аграрных цивилизаций; это появление можно связать с появлением слоёв общества. Данный процесс был связан с возникновением общественного разделения труда и появлением в связи с этим прибавочного продукта, наличие которого и позволило возникнуть тем, чьей функцией было исключительно управлять. Поскольку всякое развитие нуждается в управлении, то возникновение «классов» управляющих, при всех огромных социальных издержках этого процесса, имело огромное значение в деле развития цивилизаций.
Всякий «правящий класс» имеет объективную задачу – управлять, управлять развитием системного целого – общества (и его отдельных структур и элементов). Разумеется, при этом его представители никогда не забывают о своих частных интересах, но это – вторично, без выполнения объективной задачи управлять никакие «эксплуататоры» немыслимы.
В этот длительный период практически отрабатываются технологии управления:
без СМИ,
без внедрения одной главной идеи (это начинается лишь с эпохой христианства),
без наличия массовых коммуникаций – и так далее, со всеми особенностями и ограничениями «аграрной эпохи» («первой волны», «доиндустриального общества»).
К «социальным технологиям» этого периода можно условно отнести: администрирование, законодательство, судебную систему, мораль и так далее.
«Технологичность» этого времени – на уровне ремесла: технологии управления усваиваются по преимуществу детьми правящих классов, вне специальной, письменно зафиксированной рефлексии, от старших к младшим, по принципу прямого научения (или подражания).
II. Переходный этап: 16 – 19 вв.
Этот период характеризуется:
изобретением массовой школы,
возникновением дисциплинированной рабочей силы Нового времени,
появлением СМИ,
возникновением науки и техники и достижением ими высокого уровня зрелости, результатом чего явилось появление нового типа мышления, связанного с идеей управления всего и вся, и, соответственно, управляемости,
появлением идеи социальных институтов, которыми можно и нужно управлять,
приходом к власти разнородного «третьего сословия».
Крайне важным было зарождение в этот период предпосылок для возникновения новых социальных технологий – использующих СМИ, массовых по охвату, базирующихся на наличии идеологических систем и пропагандистских машин.
III. Появление пропаганды в начале ХХ века в современном понимании этого слова – как отрефлексированных социальных технологий для элиты общества.
IV. Примерно с 1950-х годов – возникновение социальных технологий (в широком смысле) для нужд массового управления, на всех уровнях социально-экономической иерархии (социальных технологий в «широком» смысле этого слова). Вехами данного процесса являлись, в частности:
возникновение концепций массового общества (с начала ХХ в., Европа, США),
появление технологий массового обучения (Италия, Россия и СССР, 1900-1950-е)),
появление индустрии рекламы (в к. XIX-н. XX в.),
зарождение менеджмента (1920-30-е гг., США),
появление массовой психологии и психотерапии (1950-е гг., Европа, США),
возникновение маркетинга и связей с общественностью (1950-е гг., прежде всего США),
конфликтологии (1960-е гг., Европа, США),
NLP (1970-е гг., США).