Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социальные теории старения
В научной литературе период пожилого возраста характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта, рядом новых свойств, не встречающихся на ранних этапах развития, описываемых зачастую с помощью теорий старения[1].
Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам.
Одну из первых попыток создать теорию социальной геронтологии сделали Э. Каминз и У. Генри (1961). Их система известна как теория разъединения
: "Старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в ситуацию. Когда процесс старения завершается, существовавшее в среднем возрасте равновесие между личностью и обществом уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим взаимным дистанциированием и видоизмененным характером отношений"[2]. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", так как в процессе старения происходит освобождение пожилых людей от социальных ролей. Этот процесс отчуждения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. В некотором смысле пожилые люди чувствуют себя более свободными, поскольку над ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.
Таким образом, в данной теории описаны два вида расторжения (отчуждения): социальное, связанное с уменьшением числа и длительности вступлений в контакты (взаимодействия) и психологическое, связанное с уменьшением степени эмоционального участия и вовлеченности в те отношения, которые поддерживаются в мире в целом.
Отклики на эту теорию последовали незамедлительно. Они были весьма критичны. Некоторые оппоненты называют данную теорию самой бесчеловечной. Критики предложили альтернативу, известную как "теория активности
". Сторонники данной теории утверждают, что когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а наоборот заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, заниматься добровольной общественной деятельностью, работать на неполную ставку и т.д.), пожилые люди сохраняют свое психологическое спокойствие[3].
Таким образом, теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.
Другие теории имели целью истолковать и осмыслить социальные аспекты старости. Так, "теория меньшинств
" рассматривает стариков как группу меньшинства в населении, что предполагает более низкий социальный статус, предубеждения и дискриминацию.
Теория субкультуры
(А. Роуз) относит людей старших возрастов к некой субкультуре. Есть два важных момента, оправдывающих этот подход: во-первых, особая близость между людьми, принадлежащими к этой возрастной группе, и, во-вторых, их исключение из взаимодействия с другими группами населения. Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старших возрастов и их чувство общности дают основание для появления субкультуры старости. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути
для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости[4]. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремиться сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой "поле битвы" за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям. Нормальное, "успешное" старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.