Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Развитие личности. Обучение социальным ролям
Процесс развития личности, ее обучению социальным ролям играет важное значение во взаимодействии личности и общества. Конечно, было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачам, возникающим при исполнении данной роли. В этом плане необычайно важным для каждой конкретной личности является тот процесс воспитания которую она получила от общества. Рассмотрим подробнее процессы развития личности.
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. Рассмотрим основные периоды развития личности человека[23].
- на первой стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка;
-
2-я стадия связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности;
- в возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Именно на этой стадии, с помощью игр, наиболее четко начинает просматриваться процессы обучения личности социальным ролям;
- младший школьный возраст (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности.
- подростковый возраст (5-я стадия) физиологический рост, половое созревание, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении;
- 6-я стадия (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой;
- 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности: здесь идет воздействие со стороны других людей, особенно детей;
После 50 лет (8-я стадия) человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я". Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость.
Фактически на каждой из рассмотренных выше стадий (начиная с третьей) процесс обучению различным социальным ролям играет довольно важную роль. В то же время обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему.
Однако ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим – далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Общество в целом, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Очень часто молодой человек, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие, с неадекватным исполнением этой роли[24]. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.