Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Сущность личности
Личность – необычайно сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга[1]. Для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга[2] (т. е. они отмечают в людях социально типическое).
Философия больше оперирует емким понятием “человек”, которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу[3]. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.
Личность – единственный социальный субъект, который по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры)[4]. Рассмотрим их подробнее.
При определении сущности личности в социологии существуют две «оппозиционные» трактовки. Первая предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества. Такая трактовка восходит к определению личности, которое дал в XIX веке Д. Майерс, он определил ее как «совокупность всех общественных отношений»[5].
Другая трактовка акцентирует внимание на сущности личности и ее особости, индивидуальности. Сущность этой трактовки можно проиллюстрировать с помощью определения В. Розанова «личность творит, приносит нечто новое в мир не общим, что есть у нее с другими людьми, а исключительным»[6].
Оппозиция этих двух подходов восходит к давнему спору. Школа Л.С. Выготского, в которой был разработан «деятельностный подход» к определению сущности личности, искала источник неповторимости «Я» человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности. Западная социология в лице одного из своих лидеров Ж. Пиаже отстаивает прямо противоположную позицию: сущность личности в ее задатках, в неповторимых генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека[7].
В рамках деятельностного подхода источником развития личности являются ее способности, стимулирующие активность человека. Другой подход основную роль в развитии личности отводил потребностям как стимулятору человеческой активности. Сущность личности не проявляется с момента рождения человека. Личностью человек становится. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса - общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Человек, овладев этим опытом, начинает сознавать свою особость, индивидуальность.
Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.
Понятие личности используется в социологии в двух значениях:
1) под личностью понимается «нормативный» тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Синонимом служит «модальная личность», или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения личности, включая традиционные для данной культуры стереотипы поведения (трудолюбие, общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.)[8];