Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Анализ результатов эмпирического исследования
В основе работы учреждения «Молодежно-подростковый клуб «Нур» лежит четко сформулированная концепция развития, направления работы выбраны с учетом социальной потребности. Специалисты регулярно проводят анализ социальных проблем подростков и молодежи района, работа специалистов имеет серьезное научно-методическое обоснование.
Был проведен социологический опрос молодежи района. Для этого была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов, касающихся темы исследования. В анкетировании принимали участие 145 человек. макет анкеты представлен в приложении.
Основные выводы по результатам исследования следующие.
Основные проблемы – жилье для молодежи, организация молодежного досуга, молодежная занятость и безработица, проблемы образования молодежи. Рассмотрим эти проблемы более подробно.
Проблема жилья для молодежи – это, прежде всего, проблема закрепления и привлечения молодых специалистов в сельскую местность. Но эта проблема на селе практически не решается, по крайней мере, существует проблема слабой информированности населения о ходе ее решения.
Большая часть молодежи проводит свой досуг неорганизованно, бесцельно. Это связано, прежде всего, с плохим материально-техническим оснащением учреждений культуры и платностью предоставляемых услуг. Одно из решений этой проблемы – в развитии молодежных и детских общественных организаций, тем более, что они имеют значительный воспитательный потенциал.
Остро на селе стоит вопрос с развитием сельского здравоохранения, что в частности приводит к отсутствию профилактики и росту заболеваемости в молодежной среде. Однако, несмотря на многочисленные проблемы в сельской местности края, отрадно заметить, что больше половины участников исследования 55% не собирается менять свое место жительства на город, будет продолжать жить и трудиться на благо родного села.
Поистине национальной угрозой становится проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населения начинается при двух детях в семье. Согласно опросу, 51,0% молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 18,0% - одного ребенка, и только 11,2% - троих детей, 6,5% вообще не хотят иметь детей. Молодежь называет такие причины нежелания иметь более одного ребенка: материальные затруднения, необходимость завершить учебу, жилищные проблемы.
В результате исследований выяснилось, что для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет жизненными приоритетами являются любовь, дружба, высокие доходы, а в системе ценностей 23-30-летних доминируют дети, семья и брак, любовь. Однако декларирование значимости семьи, брака и детей не всегда находит отражение в реальном поведении молодых. Неполные семьи, незарегистрированные браки, внебрачная рождаемость становятся сегодня социальной нормой.
В нынешних условиях молодежь ориентирована на материальные ценности, и поэтому главный мотив ее устройства на работу – необходимость удовлетворения материальных потребностей. Это свидетельствует о падении социальной значимости труда. Согласно исследованиям, 41,0% молодежи работает по найму на постоянной основе, 33,0% учатся, численность молодых предпринимателей составляет около 2,0%, не имеют постоянной работы и не учатся около 24% молодежи.
Результаты исследования показывают, что получение образования является важным для 53,0% опрошенных молодых людей, отчасти важно для 32,1%, повышение квалификации в значительной степени важно для 41,2%, а отчасти значимо для 38,8% юношей и девушек.
При этом современная социально-экономическая ситуация такова, что система профессионального образования не гарантирует получения желаемой работы по профессии. Неуверенность части молодых людей в том, что они смогут устроиться на высокооплачиваемую работу, соответствующую их уровню образования, приводит к различным социальным патологиям в молодежной среде. По данным опроса, около 30,0% молодых людей ощущают подобную неуверенность.