Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
ЮФО : современное состояние
Экономическое развитие Южного федерального округа обусловлено высокой долей аграрного сектора в отраслевой специализации его экономики и, соответственно, низкой долей других отраслей материального производства. Такая пропорция является менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. Так, если основная часть ВВП в экономике России формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль (28,8 процента против 6,0 в 2002 году), то для Южного федерального округа характерна существенно иная пропорция (19,0 процента против 15,1).
Среди субъектов Южного федерального округа наиболее близкую к российской структуру экономики имеют Ростовская и Волгоградская области, которые формируют достаточно большую часть ВРП за счет промышленности (23-30 процентов). Благодаря крупнейшим южным морским портам и газонефтепроводам в структуре экономики Краснодарского края, как это ни парадоксально, лидирует не сельское хозяйство, а транспорт (18 процентов ВРП). Торговля и коммерческая деятельность дают наиболее весомый вклад в ВРП Ростовской области (20 процентов).
Почти 84 процента суммарного ВРП по округу составляют пять территорий - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, причем три из них входят в перечень 24 крупнейших регионов страны (Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области), аккумулируя более 66 процентов ВРП, производимого в округе. Это означает, что и в темпах роста ВРП округа определяющую роль играют указанные территории.
Неоднородность отраслевой структуры регионов России сложилась под действием как объективных (природно-климатические условия, наличие природных ресурсов, геополитическое положение, особенности расселения и др.), так и субъективных факторов (политические и экономические решения относительно размещения и концентрации отраслевых комплексов).
С одной стороны, межрегиональные различия в характере и динамике отраслевой структуры ВРП являются результатом этой неоднородности, с другой - выступают как самостоятельные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие регионов. Закономерной тенденцией, сопровождающей переход к рыночным отношениям в российской экономике, в том числе и Южного федерального округа, в 90-е годы стало смещение отраслевой структуры в сторону увеличения удельного веса сферы услуг и уменьшения доли отраслей, производящих товары. В наибольшей степени возросла доля отраслей, оказывающих услуги, - почти 56 процентов по итогам 2002 года.
В разных регионах процессы развития рыночного сегмента протекали с неодинаковой скоростью в зависимости от степени урбанизации, местных традиций, уровня экономического развития, а также наличия конъюнктурных преимуществ (геополитическое положение, наличие сырьевых ресурсов и др.).
Особенностью Южного федерального округа является высокая доля в ВРП отраслей, оказывающих нерыночные услуги, деятельность которых финансируется из федерального и регионального бюджетов (наука, здравоохранение, образование, культура, управление и др.) - 11,8 процента (в среднем по России - 8,6 процента), что характерно для наименее развитых в экономическом отношении субъектов РФ. В Южном федеральном округе бюджетный сектор играет наиболее значимую роль в республиках Северного Кавказа, особенно Адыгее, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии (от 20 до 33 процентов). Для сравнения: в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском крае его удельный вес составляет всего 9-10 процентов.
Значительным ограничителем возможности самообеспеченности регионов и снижения их зависимости от федерального бюджета является теневая экономика. Органы статистики в расчетах ВРП производят оценку отдельных ее составляющих, однако значительная часть теневой экономики, так называемой нелегальной деятельности, остается неучтенной. При этом по косвенным оценкам можно судить о ее масштабах. Так, если проанализировать динамику показателя обеспеченности собственными автомобилями населения округа с 1990 года, то видно, что количество автомобилей у жителей округа удвоилось и составляет на начало 2003 года более 3 млн штук. Это совпадает с общероссийской динамикой и может быть свидетельством того, что самые низкие доходы округа - это результат деятельности лишь реального сектора экономики, фактические же доходы отдельной части населения округа значительно выше официально учтенных.
Эти же выводы напрашиваются по результатам анализа состояния дел в жилищн ом строительстве регионов округа. Так, по объемам вводимого жилья округ входит в тройку лидеров среди федеральных округов - по итогам 2003 года здесь сдано 5046,9 тыс. кв. м жилой площади (в Центральном федеральном округе - 12 917,4 тыс. кв. м, в Приволжском - 7537,4). Причем более 70 процентов жилья возводится индивидуальными застройщиками.