Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Старшее поколение – фактор экономического развития страны
Основной причиной, заставляющей пенсионеров продолжать трудовую деятельность, остаётся недостаточная материальная обеспеченность. В проведённом в 2002 г. опросе жителей г. Владимира специалистами Института социально-экономических проблем народонаселения РАН ставился вопрос: «почему вы работаете?» Требовалось указать не более 3-х причин. Были получены следующие ответы (в % к числу ответивших): «боязнь одиночества» – 1,3 %, «чтобы реализовать свои знания и умения» - 1,3 %, «увеличение трудового стажа» - 3,7 %, «чтобы заработать деньги» - 16,7 %, «потребность трудиться» - 3,7 %, «желание быть в коллективе» - 6,7 %, «недостаточное пенсионное обеспечение» - 17,3 %, «другие причины» - 1,7 %.
Большинство пожилых людей предпочли бы работать по специальности, которую уже имеют. Однако в связи с системным кризисом экономики и технической революцией, «устаревший» трудовой опыт зачастую мешает пенсионерам найти себе работу. Требуется не только умение использовать старые знания, но и способность учиться и применять новые навыки. С цель большей интеграции пожилых людей в обществе должна сформироваться новая отрасль человеческого знания – андрагогика, разрабатывающая соответствующие модели обучения; необходимо развитие когнитологии, конструирующей модели научения людей разного возраста, разработка определённых когнитивных правил, оптимальных стратегий для приращения знаний.
Работающие российские пенсионеры очень выгодны для страны. Мало того, они не просят у государства, а зарабатывают сами, но ещё и отрабатывают пенсию, делая взносы в Пенсионный фонд. Казалось бы государство должно способствовать реализации экономической активности пожилых работников, адаптации их к рыночной экономике. Однако, пока пожилые работники в гораздо меньшей степени, чем молодёжь, охвачены, к примеру системой профессионального непрерывного обучения. Менеджеры, как правило, считают нерентабельным профессиональное переобучение лиц определённого возраста, считая пожилых работников неспособными адаптироваться к изменениям. Но, как показывает опыт, изменения в рабочем процессе и обучение не являются сами по себе источниками трудностей для пожилых трудящихся. При соблюдении определённых условий они достигают удовлетворительных результатов, даже если на это требуется чуть больше времени, чем молодёжи.
Старение рабочей силы создаёт в XXI веке немало проблем, в том числе и в России. Одни из самых серьёзных, требующих неотложных решений, - преодоление сложившихся стереотипных представлений о трудоспособном возрасте, расширение возможностей для реализации потенциала пожилых людей, разработка и осуществление соответствующих программ их образования и профессиональной подготовки.