Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации
Социологические исследования свидетельствуют о том, что:
1. Растет роль семьи.
2. В последнее время молодежь все более определенно ориентируется на получение высшего образования и дальнейшее повышение квалификации.
Распространенные утверждения о том, что у современной российской молодежи все плохо, могут порождать тотальную пассивность. Поэтому необходимо опираться на прагматизм современной молодежи, видеть в нем фактор стабилизации. За последние годы резко возросла устарелость техники, продолжает усложняться демографическая ситуация. Не учитывая этого контекста, нельзя увидеть реальные перспективы развития молодежи 90-х.
Новая стратегия развития нашего общества сложно сочетается с прошлым опытом. Современная молодежь хочет жить сегодня, она сыта обещаниями. Это поколение вторично обманутых. Оно ничему не верит. Система самоидентификации, адаптации молодежи в современном обществе сложна и противоречива. Так, желание работать по приобретаемой специальности высказывают б из 7 опрашиваемых. При этом на одного, ориентирующегося на работу в государственных структурах, приходится двое, желающих работать в коммерческих структурах. Очевидно, что многие вынуждены будут выбирать между любимой работой и приличным заработком. К этому выбору молодежь надо готовить.
Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. Это фактически способ ее неучастия в бытии, который, тем не менее, не воспроизводит устойчивого развития. Сегодня мир игры оказывает серьезнейшее влияние прежде всего на молодежь. Он обеспечивает прорыв повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров, где нет правды и лжи, добра и зла, стерта нравственность, утрачен человеческий смысл. Адаптация в таком мире не может не влиять на личность, на ее поведение в реальном мире.
Тем не менее, современная молодежь проявляет в основном позитивное отношение к российской действительности. Ее становление происходит в условиях экономического кризиса, кризиса культуры, усугубления социальной несправедливости, когда практически отсутствует система передачи ценностей, обеспечивающих устойчивость личности и общества. Современная общественная система неустойчива, так как в ней неустойчиво, изменчиво отношение к вечным ценностям, а такие ценности, как идеалы и вера, оказываются в числе последних. В связи с этим назрела необходимость организации государственной системы воспитания молодежи, которая бы позволила прекратить навязывание нашей молодежи западных ценностей. Условием ее эффективности является нравственность всего общества, в том числе и государственных лидеров.
В связи с этим рассматривается вопрос, кого молодежь готова назвать “героем нашего времени”. Отвечая на него, необходимо попытаться выявить некий ориентир, эталон, идеал, понять, почему так трудно предпринимать подобную попытку, обсуждая проблемы и перспективы современной молодежи. Вероятно, дело в том, что главные проблемы современной молодежи — это отсутствие стратегической перспективы развития общества. Современная молодежь оптимистична, практична, адаптивна, конформна, хотя и иррациональна. Однако к какой стратегии развития общества оперативно приспосабливается современная молодежь — устойчивой или неустойчивой? Очевидно, к последней. Интенсивное погружение молодежи в мир рынка, в погоню за успехом — это то самое погружение в игру, в виртуальную, мнимую реальность, уход от мучительной и неразрешимой силами только молодежи проблемы предотвращения надвигающейся катастрофы. Чтобы реально помочь молодежи в данной ситуации, необходимо способствовать формированию ее идеологии, четко определяющей приоритеты на пути к выживанию. Без оформления такой идеологии действия современной молодежи будут подчиняться “коллективному бессознательному” и сопровождаться спонтанными всплесками необъяснимого недовольства, разочарованности, негативизма.
Современная молодежь объективно выступает наследницей человеческого опыта. Однако процесс наследования тем сложнее, чем больше наследство.
Таким образом, можно сделать вывод, что: