Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Внешнеэкономические последствия в сфере труда и занятости
Еще более заметна зависимость трудовой мотивации от принадлежности человека к определенной демографической группе. У мужчин более явно выражена ориентация на труд как средство удовлетворения потребностей существования (53,4 %, в сравнении с женщинами – 40 %). У женщин все другие мотивы существенно выше, чем у мужчин: «необходимость работать в полную силу независимо от оплаты труда» - 25,1 % (у мужчин – 32,9 %); «ориентация на труд как базовую ценность» - 11,4 % (у мужчин – 7,2 %).
Таким образом, мужчины в большей степени работают исключительно ради зарплаты, женщины считают, с одной стороны, что хотя работа и важна, но есть вещи в жизни и более ценные, и значимые, и, во-вторых, каждая вторая женщина при возможности предпочла бы не работать вовсе.
Молодежь до 20 лет чаще, чем лица старшего возраста, смотрят на работу как на неприятную обязанность и стараются, чтобы работа не влияла на остальную жизнь. Наибольшая доля имеющих высокий тип трудовой мотивации – среди тех, кому за 50 лет. В то же время люди среднего возраста и молодежь значительно чаще, в отличие от людей старших возрастов, ориентированы на труд как на средство зарабатывать себе на жизнь. По оценкам респондентов более 27 % людей в последнее время стали работать с большим напряжением, чем раньше, 20,7 % - работают, как и раньше, 44,2 % - работают сейчас менее напряженно. Почти 58 % респондентов отметили, что у них имеется настоятельная потребность в повышении качества своего труда. Свыше 59 % из числа опрошенных респондентов испытывают потребность повысить имеющиеся у них производственные навыки и квалификацию. В то же время 36 % работников не удовлетворены содержанием своего труда, 33 % - имеющимися возможностями на предприятии для повышения своего профессионального мастерства. Выполнять интересную работу предпочитают 74 % работников, однако только 51 % ее в настоящее время имеют. Свыше 70 % считают, могли бы работать больше и лучше, чем в настоящее время, однако в настоящее время 51 % работают на предприятии без увлечения и интереса.
Данные аналогичных исследований подтверждают полученные результаты: значительная часть населения трудится сейчас не в полную силу, допускаются огромные потери рабочего времени, которые в какой-то мере стимулируется администрацией многих предприятий. Эти и другие факты свидетельствуют по существу об отсутствии механизма подлинной заинтересованности как трудовых коллективов, так и каждого работника в повышении качества и эффективности труда.
Условия труда на российских предприятиях по данным социологических исследований уже многие годы представляют собой проблемную сферу, которая стабильно вызывает неудовлетворенность общественного сознания. В настоящее время степень удовлетворенности работников отдельными сторонами труда и быта не только не повысилась, что с оптимизмом ожидалось в начале проведения экономических реформ, а, напротив, еще более возросла. Только немногим более 7 % работающих в производственной сфере удовлетворены своими условиями труда. Еще в более высокой степени не удовлетворены работники бытовыми условиями на предприятии. Доля таких работников в общей численности превышает 83 %. Для сравнения – на японских предприятиях доля работников, неудовлетворенных в той или иной степени бытовыми условиями труда, равна 48,3 %, на польских – 41,6 %.
Наиболее острой проблемой в условиях нарастающей инфляции для подавляющего большинства работников является величина заработной платы. На настоящий момент рейтинг именно этой потребности наиболее высок. Собственно этот результат едва ли можно считать неожиданным. Однако обращают на себя внимание два момента. Во-первых, масштабы неудовлетворенности потребности работников в повышении заработной платы и ее абсолютный уровень. Только 10 % работников в той или иной степени удовлетворены своим заработком. У 87 % имеется нереализованная потребность в ее увеличении. Для сравнения отметим, что у японских рабочих доля тех, кто неудовлетворен размером своей заработной платы, составляет примерно 14 %, у польских – 24 %.
Во-вторых, с каждым прошедшим годом острота проблемы заработной платы не только не снижается, а, напротив, возрастает. Второй по степени значимости проблемой, которая является логическим следствием сложившегося низкого уровня заработной платы, выплачиваемой работникам предприятий, является неудовлетворенность работников деятельностью администрации.