Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социально-демографический потенциал социальных слоев
Социально-демографический потенциал социальных слоев он весьма ощутимо влияет на способность социальных слоев включаться в формирование новых общественных институтов, участвовать в их развитии и укреплении, использовать их в своих интересах, активно адаптироваться к меняющейся реальности и в результате улучшать или хотя бы сохранять свой статус. Представители сравниваемых слоев существенно различаются типом мест своего проживания. Как известно, крупные города с их богатой информационной средой обеспечивают своим жителям лучшие возможности социализации, самореализации и адаптации к меняющимся условиям, чем небольшие периферийные поселения.
Данные исследования раскрывают картину существенного неравенства, обусловленного перспективными признаками людей. Особенно велика разница в положении мужчин и женщин: в верхнем слое женщин в три раза меньше, чем в нижнем. Полностью подтверждается и то, что младшие поколения адаптируются к новым условиям намного легче и эффективней, чем старшие: в верхнем слое молодежи почти в два раза больше, чем в нижнем, а пожилых людей на порядок меньше. Национальный аспект стратификации российского общества выражается в том, что в верхних слоях заметно больше доля нерусского населения, чем в нижних.
Представители сравниваемых слоев существенно различаются типом мест своего проживания. Как известно, крупные города с их богатой информационной средой обеспечивают своим жителям лучшие возможности социализации, самореализации и адаптации к меняющимся условиям, чем небольшие периферийные поселения. Приведенные в таблице данные показывают, что верхний слой больше тяготеет к крупным городам и столицам, представители же базового и нижнего слоев чаще живут в малых городах, поселках городского типа и селах.
Такие качества, как образованность, профессионализм и квалификация, в наибольшей степени свойственны верхнему слою общества, большая часть представителей которого имеют высшее образование. Доля лиц, высоко оценивающих свою квалификацию, здесь тоже больше, чем в остальных слоях. Вместе с тем обращает внимание, что среди представителей верхнего слоя заметна доля тех, кто считают свою квалификацию низкой или затрудняются ее оценить. По-видимому, это связано с неразвитостью направлений образования, готовящих к предпринимательской деятельности. Средний слой несколько отстает от верхнего по доле лиц со специальным образованием, поскольку в его состав, наряду со специалистами, входят полупредприниматели и квалифицированные рабочие.
Однако соотношение высоких и низких самооценок квалификации здесь наиболее благоприятно. Возможно, здесь сказывается не только уровень, но и лучшее качество образования, полученного в престижных столичных вузах, наличие поствузовской подготовки, а также ученых степеней и званий (все это в наибольшей мере свойственно среднему слою). В базовом слое лица со специальным образованием составляют около половины, но у основной их части образование среднее. Специалистов с высшим образованием вдвое меньше, чем в среднем, и почти в 3 раза меньше, чем в верхнем слое. В самооценках квалификации преобладают средние значения. Нижний слой выделяется из остальных как малой долей лиц со специальным образованием, так и низкой самооценкой квалификации даже в рамках простейших профессий.[6]
Разные слои российского общества располагают весьма различными социально-демографическими предпосылками для адаптации к новым условиям и участия в социально-инновационной деятельности. Посмотрим, как им удается реализовать эти предпосылки в своем социально-экономическом статусе.