Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Социология в России в XIX - начале XX века
Социологическая мысль России складывалась в рамках других социальных наук. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
Географическое. Наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838-1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических условий и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества - от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям. Второе направление - органическая школа - воплощено в трудах Е.В. де Роберти (1843-1915), П.Ф. Лилиенфильда (1829-1903). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий. В свою очередь, взаимодействия подразделяются на четыре большие группы - науку, философию, искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в экономике, праве и политике. Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области права - Н.М. Коркунову (1853-1904), Л.И. Петражицкому (1867-1931), Б.Н. Чичерину (1828-1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги социологов-юристов, состояли в том, что они дали обязательный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и социального поведения. Марксистская школа обоснована В.И. Лениным (1870-1924), Н.А. Бердяевым (1874-1948), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Так, А.А. Богданов (1873-1928), говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную связь с одной из наук о природе - биологией. Он много времени посвятил разработке теории социальной адаптации и социальной революции.
У М.И. Туган-Барановского (1865-1919) наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические, религиозные. Идеи В.И. Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании социалистического государства.
Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее ярким представителем, которой был П.Л. Лавров (1823-1900). Так, по мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Иначе говоря, почти все социологи России в XIX - начале XX века прямо или косвенно выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве основного объекта социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной жизни являются важнейшей характеристикой состояния, и развития отечественной социологии в этот период времени.