Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Классическая зарубежная социология
Начало XX в. Внесло существенные поправки в представления о том, что объектом и предметом социологии является общество. Слышалось все больше критических замечаний, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать в себя данные всех других наук об обществе, и на этой основе делать глобальные, обобщающие выводы. Кроме того, следование строгой логике причинно-следственных связей, которой придерживалось большинство позитивистов, не могло удовлетворить потребность во всестороннем и глубоком познании окружающего мира.
Первым, кто усомнился в претензии социологии изучать общество в его целостности и многообразии, был Э. Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. По его мнению, только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция. Вообще, можно сделать вывод, что ученый сделал решительный шаг к изучению человека как социального существа. Не менее последовательным критиком «всеобъемлющих» претензий на изучение общества стал Г. Зиммель (1858-1918), который предложил свою концепцию, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать с точки зрения их исторического развития. За ним последовал М. Вебер (1864-1920), труды которого представляют уникальный по своему замыслу и исполнению сплав исторического и социологического знания. Вебер противопоставлял естествознание и общественные науки, как по методу, так и по содержанию. Он не отрицал применимости к общественным явлениям методов точных наук, но подчеркивал, что их функции в обществоведении иные, чем в естествознании. Кроме того, Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Считал, что такие сложные понятия, как «капитализм», «религия», «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. И, наконец, он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства, что позволяет его считать одним из создателей политической социологии.
Среди представителей нового этапа в развитии социологической мысли нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким как физика, химия, астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути, он сформулировал основные требования эмпирической социологии.
Велико и значимо научное наследие одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли - П.А. Сорокина (1880-1968). Он с позиций интегральной социологии предложил и обосновал ее понятийный аппарат: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина стала разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы. В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на перемещение людей в обществе, как по горизонтали, так и по вертикали. Сорокиным были также проанализированы социально-культурные факторы развития человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.
Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала ХХ века было то, что они доказали ограниченность и несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей, личность во всем многообразии ее социальных действий и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты. Классическая социология в лице названных ученых, их школ и их учеников окончательно конституировалась как наука, вычленив свое место и назначение в системе других социальных наук, и заложила основы для своего дальнейшего развития и дифференциации социального знания.