Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Нежинский юридический лицей (1840 – 1875).
Высочайшим указом императора Николая от 24 апреля (6 мая) 1840 года лицей изменил профиль своей работы. Отныне главной целью лицея становилось «распространение основательных сведений по части отечественного законодательства», то есть обучение Своду Законов Российской Империи. В это время в лицее преподавал И.А. Максимович, автор нескольких трудов, используемых и в наше время историками юриспруденции. Он читал курсы уголовных и полицейских законов.
При лицее вновь была открыта гимназия. По высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 20 ноября (2 декабря) 1874 года Нежинский юридический лицей был преобразован в Историко-филологический институт Князя А.А. Безбородко. Преобразование было осуществлено в следующем 1875 году.
Как Нежинский историко-филологический институт князя А.А. Безбородко бывший лицей существовал до 1919 года. В 1919 году на его базе создан Научно-педагогический институт, переименованный впоследствии в Институт народного образования, а с 1934 года в Нежинский педагогический институт (в 1939 году получивший имя Н.В. Гоголя) В 2004 году преобразован в Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.
В Нежинский лицей принимали только дворян, учились там девять лет. Выпускников гимназии-лицея, как и тех, кто оканчивал университет, освобождали от экзаменов по производству в высшие чины. Лицей находился в ведении попечителя Харьковского округа (Царскосельский лицей подчинялся непосредственно министру народного просвещения), но содержали его на средства учредителей.
В уставе, утвержденном АлександромI, было записано: «Управление гимназии есть четырех родов: 1) нравственное, 2)учебное, 3) хозяйственное, 4) полицейское». Полицейский подход к воспитанию нравственности, как правило, рождает весьма тривиальный продукт – розги. Их применяли и в стенах Нежинской гимназии. Пороли и «Никошу» Гоголя–Яновского, отданного отцом в лицей в 1821 году после окончания им Полтавского поветового (уездного) училища. Нестор Кукольник, учившийся вместе с Гоголем в Нежине, вспоминал, что во время порки Гоголь пронзительно кричал. «До того искусно притворялся, - писал Кукольник, - что мы все были убеждены в его помешательстве».
Впрочем, первый директор заведения Иван Семенович Орлай весьма редко и крайне неохотно прибегал к подобным воспитательным мерам. Как свидетельствовал тот же Кукольник, он «даже хворал, подписывая приговор». А вообще-то Орлай был в полном смысле этого слова замечательным человеком. Выходец из Венгрии, он нашел в России вторую родину и отдал ей свои таланты и знания. В 19 лет он являлся уже профессором, слушал лекции в Вене и Львове, в Кенигсбергском университете, где философию читали «по тетрадкам Канта». Одно время он состоял даже гофхирургом при Павле I, участвовал в войне 1812 года и оперировал раненых. Когда Орлай стал директором в Нежине, он имел звания и доктора медицины, и доктора философии. Страстный почитатель языка Горация, он зазывал к себе учеников, угощал их обедом и за столом беседовал с ними на латинском языке. В лицее Орлай стремился внедрить методы Песталоцци, весьма популярного тогда в Европе педагога, главным, в системе которого было положение о необходимости установления взаимопонимания между учащимися и учителями. Подбирая педагогов, Орлай за некоторым исключением находил, прежде всего, людей образованных, мыслящих, способных привить своим ученикам ценности европейской культуры. Многие из нежинских преподавателей (среди них были русские, греки, венгры, французы, итальянцы, швейцарцы) имели по два высших образования, причем многие из них оканчивали в свое время университет, знали по несколько языков и были энциклопедически образованны. Именно такими педагогами являлись младший профессор немецкой словесности Федор Иванович Зингер и профессор французской словесности Иван Яковлевич Ландражин, которые не только отлично знали свой предмет, но и давали воспитанникам читать книги из своих личных библиотек, принимали их у себя дома, где проходили литературные и ученые собеседования, читали в подлиннике французских и немецких классиков, переводили Шиллера, немецких романтиков а то и самого Вольтера. Среди выдающихся нежинских преподавателей – Казимир Варфоломеевич Шапалинский , одинаково блестяще знавший и математику, и русскую литературу, и профессор ботаники Никита Федорович Соловьев.