Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
История возникновения скаутского движения.
Своим появлением «бригады» обязаны Уильяму Александру Смиту, который родился в 1854г. в семье офицера и был воспитан в традициях шотландского протестантизма. «Бригада» быстро завоевала популярность среди детей, так как, несмотря на очевидные процерковные цели и задачи, она предлагала привлекательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат – еженедельные парады, форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещмешки). Программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было пострелять из винтовки. Разве могли они получить что-либо подобное в их обыденной жизни? Главным средством пропаганды движения стали духовые оркестры «бригад». Военной была и структура: три компании объединялись в батальоны под командованием капитана и его помощника – лейтенанта. Дисциплина в «бригадах» была жесткой – не допускались даже минутные опоздания, пропуски без уважительных причин. Впрочем, военизированные элементы использовались Смитом лишь как приманка для жаждущих героизма мальчиков и юношей, как подсобное средство их воспитания.
В 1908г. членство в целом по Великобритании, распространившись также на Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достигло 64000 человек. Отчасти благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны.
К началу XX в. в Англии в мощную общенациональную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро финансировались государством и должны были решать задачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12-18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят.
Заручившись поддержкой работников и родителей членов организации, Смит избежал вовлечения своей «Бригады» в систему военного обучения («кадетский проект»), что положительно сказалось на ее авторитете после окончания войны в атмосфере всеобщего разочарования и антивоенных настроений. А вот «Церковные бригады мальчиков» в 1911г. превратились во вспомогательные армейские подразделения и окончательно потеряли симпатии общества.
Символично, но «Бригады мальчиков» и «Церковные бригады мальчиков», внесшие наибольший вклад в возникновение нового массового движения – скаутинга, стали вскоре его жертвами. Еще до появления скаутов опыт и предложения основателя скаутского движения Баден-Пауэлла использовались в работе «бригад». В газетах печатались его схемы по обучению наблюдению на открытом воздухе, лагерному делу. За освоенные специальности вручался трилистник лилии, который позднее стал символом скаутского движения. «Церковная бригада мальчиков» даже создала свой скаутский патруль, члены которого работали по схеме книги Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», но подчинялись церковному руководству, имели другой девиз – «Будь начеку и молись!» В июне 1909г. руководство «Бригады мальчиков решило, что для нее скаутинг станет только дополнением к имевшимся программам, а не философской основой: скаутинг не заменит основанную на строевой подготовке систему работы «Бригады». К тому же скауты в отличие от нее не имели церковной ограниченности, что тоже сыграло им на пользу.
О скаутинге можно сказать, что он возник не на пустом месте. Почва для него была подготовлена.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в России. Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.
В 90-х гг. в России (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Орел, Рязань, Харьков, Ялта) появились разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных – «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Общество охранения народного здравия») и Москве («Общество школьных вакационных колоний»).