Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Государственная культурная политика, ее задачи и структура
Тем основным внешним органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, - в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.
Более умеренный, узкий характер имеют и направления этой деятельности, среди которых обычно присутствуют следующие (пример Швеции):
· поддержка творчества и создание условий для творческой свободы;
· защита национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов;
· создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей[13];
· противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;
· способствование административной децентрализации в сфере культуры;
· способствование развитию региональных культур и местных центров;
· обеспечение сохранения культурного наследия;
· способствование новаторству и обновлению культуры;
· способствование налаживанию взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и межгосударственному взаимодействию.
Влияние такой политики сказывается, в частности, в том, что наряду с вовлечением каждой страны во все более интенсивные глобальные отношения происходит и активизация местной культурной жизни, усиливается борьба за культурную самобытность и стремление к локальному своеобразию.
Другим важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.
Иное положение складывается в развивающихся странах, где государство - основной институт, способный компенсировать недостатки инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями. При всем расхождении характера и ориентации правящих режимов в развивающихся странах можно выделить следующие основные, общие для всех цели культурной политики:
Утверждение общности культуры нации в целом, что означает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими и племенными группами.
Согласование культурного и социоэкономического развития.
Утверждение самобытности культуры данной страны как важного фактора национального единства и солидарности.
Пропаганда принципа преемственности культуры, т, е. связи настоящего с прошлым - традициями и достоянием общества.
Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собой также требование его изучения, распространение и использование его элементов в современной жизни.
Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жизни общества[14].
Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения.
Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства.
Подготовка и совершенствование кадров в различных формах культурной деятельности.
Содействие интеграции науки в национальную культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе.
Осуществление программы ликвидации неграмотности.
Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни.
Содействие демонстрации достижений национальной культуры за рубежом.
Конечно, эти цели не всегда реализуются на практике, так кик действительность ставит много препятствий для формирования органичной культурной среды, сочетающей в себе принципы самобытности, охрану культурного наследия и их соединения с потребностями развития. Недостаток средств и кадров затрудняет ликвидацию неграмотности и освоение достижений науки и техники. К тому же на деятельность правительства постоянно влияют различные классовые, клановые и ситуационные соображении, в силу чего ему большей частью "не до культуры". Тем не менее сформулированные цели существуют как сверхзадачи, на которые должны быть направлены усилия официальных органов и те ресурсы, которые удается выкроить. К тому же общественность и оппозиция ревностно следят за осуществлением декларированных целей, за реальными действиями правящих кругов, оказывая давление на правительство своей критикой и компаниями протеста.