Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Состояние социального попечения в современной России.
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и т.д.). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы людей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются алкоголизм, токсикомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. Для этой категории используются различные термины: «трудный», «девиант» и др. [11,с.26]
Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых человек не может самостоятельно найти выход, и др.
Для оказания помощи таким людям создаются специализированные социальные службы.
Если рассматривать детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют в живых биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.
Вывод.
Развитие социального призрения в России началось еще до XVIII века, позже, а именно в конце XVIII – начале XIX вв. появились учреждения и ведомства занимавшиеся проблемами благотворительности. В 1867г. был принят устав Общества попечения больных и раненых воинов, которое впоследствии переименовано в Российское Общество Красного Креста. Другим прогрессивным направлением благотворительной деятельности в конце XIX в. являлась трудовая помощь. В стране действовали дома трудолюбия. В1906г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименовано в Попечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домов трудолюбия, трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей, ночлежных домов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посреднических контор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организации общественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий.
Таким образом, опыт России в области государственной политики по социальной помощи населению в XIX – начале XX в. имеет свои положительные аспекты, заслуживающие внимание сегодня. К ним в первую очередь относится умение привлекать значительные частные средства для выполнения государственных программ, развертывание общественных работ в регионах, нуждающихся в гуманитарной помощи, разнообразие форм и методов социальной помощи. Главное, государство считало социальную помощь делом первостепенной важности. В целом, несмотря на все несовершенство законодательной базы, недостаток финансовых средств в России шел процесс формирования всероссийской системы помощи бедным и нетрудоспособным.