Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Авторские программы профилактики наркомании
Концепция профилактики, представленная в документах и методических пособиях, предусматривает разнообразные способы работы с молодежью – от информационных буклетов до подготовки волонтеров из числа подростков для информирования своих ровесников по принципу «равный – равный». В предлагаемых программах действий часто присутствует блок – информирования специалистов, работающих с молодежью. Учителям, психологам и воспитателям сообщают более подробную информацию о видах наркотических средств, их воздействии на организм, вредных последствиях систематического употребления, о выявлении потребителей наркотиков и т.д.
Поскольку мероприятия сверх школьной программы должны согласовываться с родителями, школа проводит соответствующие занятия для родителей – преимущественно в форме родительских собраний. На них звучит информация о случаях наркотизации в школе или микрорайоне, часто приводится статистика по стране. Администрация отчитывается перед родителями о проводимой антинаркотической работе. Однако такое просвещение родителей не дает ответа на важные вопросы: что делать родителям и как разговаривать с ребенком на эту тему.
Поэтому необходимы более эффективные разработки. В данной статье мы представим три авторские программы профилактики наркомании.
Авторами первой программы «Семья и школа вместе»
являются Т.Б. Гречаная, Л. Макдональд, В.В. Барцалкина и др. Целью программы является содействие тому, чтобы ребенок был успешен в основных сферах своей социализации – в школе, дома и вне дома. Одна из задач программы – усиление сплоченности семьи как защитного фактора в профилактике зависимостей. Программа может использоваться для профилактической работы как со всеми школьниками, так и с детьми группы риска. Она рассчитана на работу с целым классом в форме семейных занятий один раз в неделю. Занятия включают короткую презентацию специалиста и дальнейшее обсуждение темы, структурированное с помощью вопросов. В помощь родителям раздаются материалы и адреса консультативных и лечебных центров. В детскую часть занятия рекомендуется включать упражнения на повышения самооценки. На занятиях стимулируется активное участие детей и взрослых дискуссии, что позволяло снять запрет с обсуждаемой темы и помогало родителям открыто говорить с детьми о вредных последствиях употребления ПАВ, о возможностях устроить веселый праздник без алкоголя, о необходимости обращаться к специалистам при возникновении проблем в семье и т.д.
Авторами второй программы – «Обучение жизненно важным навыкам в школе. Программа профилактики злоупотребления ПАВ (работа с родителями)»
– являются Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт, О.Б. Семина. Авторы омечают, что в работе с родителями учителю необходимо быть готовым к преодолению специфических сложностей:
1) по сравнению с детьми взрослая аудитория, как правило, гораздо более закомплексована и инертна, а значит, труднее поддается воздействию;
2) родительская аудитория считает себя достаточно просвещенной и компетентной, чтобы принимать чужие советы относительно воспитания собственного ребенка, тем более что советы носят обобщенный характер и не учитывают специфических особенностей семей.
План занятий с родителями включает пять тем, изложение учителем каждой из них сопровождается выполнением заданий, обсуждением домашнего задания и завершается рефлексией. Темы занятий ориентированы на развитие родительской поддержки подростка: как помочь ребенку стать увереннее, научиться заботиться о других, делать вместе общие дела, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.
Третья программа – «Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями».
Ее авторами являются Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, О.В. Зыков и др. Цель данной авторской разработки – дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально – поддерживающему и развивающему поведению в семье и во взаимодействии с детьми. На занятиях родители получают знания о психологических особенностях ребенка, о семейных отношениях, осознают собственные ресурсы, анализируют свою семейную ситуацию.