Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Введение
По состоянию на 1 декабря 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 888,2 тыс. человек, в том числе в 766 исправительных колониях - 719,6 тыс., 216 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 160 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов - 157,7 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 10,7 тыс. человек. В учреждениях содержится 64,1 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 11 домов ребенка, в которых проживает 721 ребенок. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 57 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав уголовно-исполнительной системы входят также 2445 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 597,1 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Производственный потенциал уголовно-исполнительной системы составляют 602 предприятия исправительных учреждений (в настоящее время 549 предприятий находятся в стадии ликвидации, на их базе создаются центры трудовой адаптации, производственные мастерские), 243 центра трудовой адаптации осужденных, 19 лечебно-, 17 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 300 вечерних общеобразовательных школы и 364 учебно-консультационных пункта, 338 профессионально-технических училищ, действуют 436 церквей, 741 молитвенная комната. Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 355,3 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 253,9 тыс. человек. Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
В составе уголовно-исполнительной системы действуют 5 высших учебных заведений (с 7 филиалами), в том числе Академия права и управления Минюста России, 2 юридических колледжа, 1 средняя специальная школа, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий с филиалами в городах Иваново, Владимир, Челябинск, 2 кадетские школы-интерната: «Московский кадетский корпус юстиции» и «Симбирский кадетский корпус юстиции». Имеется Объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание» и «Ведомости УИС», газету «Казенный дом».
Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на получение образования. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том случае, если речь идет о получении начального и общего образования. При этом, если начальное образование должно быть обязательным, то техническое и профессиональное образование – общедоступным, а высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Отметим, что в той же декларации указывается, что образование должно быть направлено на развитие человеческой личности и на увеличение уважения к правам человека и основным свободам. Понятно, что образование смело можно назвать билетом в будущее не только для каждого отдельного человека, но и для государства в целом, ведь чем больше в обществе образованных граждан, тем больше у государства шансов стать в один ряд с самыми развитыми и передовыми странами мира.
Актуальность. Данное исследование посвящено актуальной теме современности – теме образования в пенитенциарной системе. Актуальность темы состоит именно в том, что при всем стремлении государства, социальных и образовательных институтов, альтруистически настроенных граждан страны, технического оснащения и огромного роста как материального, так и духовного благоустройства граждан, рост преступности в стране растет, процент рецидива не снижается, тюрьмы и лагеря переполнены со всеми вытекающими отсюда последствиями. Внедрение образовательных структур имеет поддержку со стороны государства, о чем свидетельствует разработки соответствующих целевых социальных программ, законов и постановлений.
Но проблема заключается в реакции осужденных на данные инновации, наблюдаются огромные стереотипы негативного отношения и недоверия к подобным нововведениям в сознании заключенных. В идеологию, монополизирующую структуру внутреннего устройства колоний, внедряется плюрализм идей, осужденный имеет выбор в устройстве своей дальнейшей жизни, с чем не могут согласиться идейные лидеры – рецидивисты, связавшие свою судьбу с устройством и сохранением «воровских традиций», синтезированных с установками пережитых в нашей стране социалистических утопий с классовыми разделениями на своих и чужих, на угнетенных – арестантов и господствующих - государство со всеми своими проявлениями. Как преодолеть эти и некоторые другие проблемы – об этом мы и постараемся поговорить в данной работе.
Тема этой работы актуальна по следующим причинам:
- в последнее время резко возросло количество преступлений, совершаемых как лицами, ранее не судимыми, так и лицами, ранее отбывавшими в местах лишения свободы. Зачастую молодежь перенимает асоциальный опыт у ранее отбывавших не только в местах лишения свободы, но и до совершения первого преступления, что является проблемой, которую необходимо разрешать;
- на сегодняшний день правовой институт отраслей уголовного и уголовно-исполнительного права переходит в новую фазу, в связи с законодательной реализацией совершенно другой научной концепции в сфере уголовных наказаний. Это можно видеть из реформирования уголовно-исполнительной системы, в частности 8 декабря 2003 года был подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Федеральный закон № 169-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ». Согласно этому закону Россия получила сильно измененную редакцию УК, которую можно вообще расценить как новый Уголовный кодекс, потому что кардинальным изменениям подверглись правовые институты общей части, являющиеся основой отрасли уголовного права. Так из уголовного закона исключено понятие множественности преступлений, существенным изменениям подвергнута система наказаний за уголовные преступления. Также 8 декабря 2003 года Федеральным законом № 75-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ» внесены изменения, приводящие в соответствие уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с новой редакцией Уголовного кодекса РФ;
- значительная часть наказаний не достигает своей цели – исправления осужденного, что не только предотвращает социальную проблему, но и увеличивает рост рецидива. Факты свидетельствуют о том, что после окончания срока наказания или амнистирования многие выходят на свободу беззащитными, слабо подготовленными к самостоятельной жизни в бытовом, нравственном и социальном отношении, не могут найти работу, и при таких условиях не получают надежную государственную поддержку;
- в то же время в целях соблюдения прав и свобод граждан общественные отношения, охраняемые уголовным законом нуждаются в надежной его защите, т.к. их нарушение влечет за собой тяжелые последствия.
Новость исследования. В данной работе будут исследоваться пересечения системы образования с режимом в пенитенциарной системе, взаимосвязь социальной, пенитенциарной педагогики и социальной работы. Главными элементами пенитенциарной педагогики является исправление, образование и обучение с целью ресоциализации и реадаптации осужденного; большее внимание будет уделяться именно образованию, но в параллели с исправлением, воспитанием (перевоспитанием) и обучением.
Основной акцент ставится на синтезировании профессиональной деятельности педагога и социального работника в пенитенциарной системе в одном лице. Данная сфера профессиональной деятельности является новой в РФ и требует особого акцента исследования.
Гипотеза: сегодня необходимо развивать и применять непрерывные профессиональные образовательные программы в местах лишения свободы с целью интеллектуального, нравственного развития личности осужденного, с целью коррекции духовных установок на добровольное созидание душевного и социального аспектов жизнедеятельности.
При активном взаимодействии пенитенциарных педагогов, преподавателей профессиональных технических училищ, представителей институтов высшего образования, специалистов социальной работы возрастет эффект по реабилитации, реадаптации, ресоциализации и качественной профессиональной подготовке осужденных с целью их дальнейшего трудоустройства и улучшения благосостояния освобождающихся осужденных, что явится существенным фактором по предотвращению рецидивной преступности и исцелению существующих в современной действительности социальных болезней.
Необходимо применять индивидуально-ориентированные подходы в сфере обучения и перевоспитания осужденных, опираться на принципы гуманизма, соблюдение прав и свобод осужденных.
Нужно развивать интерес осужденного к обучению в исправительном учреждении начиная с следственных изоляторов и карантинов, проводить с ними как можно больше бесед о качестве и здоровье жизни показывая позитивные аспекты законопослушной жизни, заботу со стороны персонала исправительных учреждений, учителей и социальных работников.
Задачи. Описать становление современных основ образования в пенитенциарной системе в ретроспективном контексте.
Обозначить правовую основу образовательной системы в пенитенциарной системе.
Доказать тезис, утверждающий важность учета влияния внешней среды на развитие образования в пенитенциарной системе.
Доказать тезис о стремлении к взаимообщению педагогов, социальных работников и осужденных.
Обозначить социально-педагогические аспекты деятельности исправительного учреждения (непрерывное образование школа – ВУЗ на примере исправительной колонии с. Среднебелое Амурской области).
Методы:
Общелогические: анализ и синтез; дедуктивный и индуктивный; обобщение и сравнение; моделирование и проектирование.
Общенаучные: анализ литературных источников; анализ правовой литературы: Закона РФ «ОБ образовании», Уголовно-исполнительного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовного кодекса, Федеральных законов, Президентских и правительственных постановлений и инструкций с целью научения адекватно использовать нормативно-правовые акты, гарантирующие государственную помощь и поддержку образовательной сферы и ориентироваться в рыночных взаимоотношениях с целью наиболее эффективного использования финансовых потенциалов в развитии института образования в пенитенциарной системе; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок; анализ политических, экономических, социальных, технологических (управленческих) факторов.
Исторические: сравнительно-исторический; исторический метод ретроспективного характера; генетический; структурный и др.
Социологические: анкетирование, интервью, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов, экспертный опрос и др.
Психологические и социально-психологические: тестирование, аппаратурные методики, бланковые методы, метод фокус-групп, трансактный анализ, психологическое наблюдение и эксперимент и др.;
Методы математической статистики: обработка данных, таблицирование.
Цель: пользуясь соответствующими методами и технологиями решить поставленные задачи и постараться доказать обозначенные выше гипотезы.
Библиографический анализ. Проблемы исправления преступников волновали человечество на протяжении многих веков и тысячелетий и нашли свое отражение в высказываниях и трудах, не утративших своей актуальности и в наше время, великих мудрецов древности: Конфуция, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др.
В России проблемами преступности занимались русские демократы – социалисты А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский; писатели-гуманисты Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Вопросы образования в пенитенциарной системе исследовали в середине XIX века в России такие деятели, как И.Я. Фойницкий и А.Я. Герд. Значительный вклад в пенитенциарную науку внесли Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, А.А. Жижиленко, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, И.А. Исаев, М.Н. Гернет и др.
В двадцатые годы XX века становление системы исправительных учреждений в России происходило на основе теоретических разработок государственных и научных деятелей того времени Ф.Э. Дзержинского, М.И. Калинина, Н.В. Крыленко, В.В. Куйбышева, Д.И. Курского, П.П. Постышева, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.В. Стучки и др.
Большой вклад в развитие теории личности, имеющий непреходящее значение для понимания механизма преступного поведения, внесли зарубежные исследователи психодинамического направления (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни), диспозиционального направления (Б.Ф. Скиннер, Д. Уотсон), социально-когнитивного направления (А. Бандура, Д. Роттер), когнитивного направления (Д. Келли), гуманистического направления (А. Маслоу), феноменологического направления (К. Роджерс) и другие, а также отечественные психологи К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.
Неоценимый вклад в теорию и практику воспитательного воздействия на личность правонарушителя внес А.С. Макаренко, его научное наследие используется не только в России, но и в мировой пенитенциарной практике.
В отечественной правоведческой литературе исследования проблемы наказания представлены работами Н.А. Беляева, С.И. Дементьева, В.А. Елеонского, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, А.Ф. Мицкевича, Б.С. Никифорова, С.В. Полубинской, П.Е. Суслонова, И.В. Шмарова и др.
В шестидесятые годы XX века пенитенциарная педагогика приобрела самостоятельность как отрасль педагогики, непосредственное участие в этом процессе принимали И.А. Каиров, Н.А. Стручков, Б.С. Утевский и др.
В восьмидесятые-девяностые годы проблема преступности все чаще стала рассматриваться с позиции социализации личности. Развитию теории и практики социальной работы за рубежом посвящены труды Х. Джемсоу, Г. Вильфинга, Т. Дугласа, К. Отте, Ш. Рамона, Р. Сейлена; различные аспекты профессиональной деятельности социальных работников, организации и перспектив развития социальных служб исследованы социологами А.И. Ляшенко, Н.Н. Горбуновой, Л.В. Топчим и др., отечественными и зарубежными психологами (С.А. Беличева, И.А. Зимняя, Т.В. Шелег, А. Пинкус, А. Минахана и др.); философско-этические основы социальной работы раскрываются в трудах В.Е. Давидовича, Е.Р. Смирновой, В.П. Ярской и др.
В девяностые годы сделана попытка создания новой концепции воспитания. В ней определены основные факторы, обусловливающие необходимость совершенствования воспитания и образования в условиях исправительного учреждения, одним из которых является усиление внимания к личности самих осужденных, привлечения их в той или иной мере непосредственно к процессу социализации (М.Г. Детков). Предлагается усиление гуманизации и демократизации применительно к определенной части осужденных (В.Г. Деев), доказывается необходимость формирования гуманной исправительной среды (Р.Г. Галикеев, Ю.В. Чакубаль). Отмечается насущная необходимость создания в исправительных учреждениях качественной психологической службы (М.Г. Дебольский) и поиска унифицированных воспитательных средств (Ю.В. Гербеев). Указывается на важность включения в процесс перевоспитания в условиях исправительных учреждений всех служб учреждения (М.П. Стурова). Выдвигается на первый план значимость социальных, психологических и педагогических проблем в целях ресоциализации личности осуждённых (А.В. Пищелко).
Теоретико-методологическую базу для проведения исследования обеспечила активно развивающаяся педагогическая отрасль – социальная педагогика, нашедшая отражение в трудах М.А. Галагузовой, В.И. Жукова, Л.В. Мардахаева, В.А. Никитина, И.М. Платоновой и др. Применение системного подхода в исследовании социальных и педагогических явлений раскрыто в работах А.И. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др.
Анализ научной литературы, действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также современного состояния воспитательной работы и системы образования в пенитенциарных учреждениях показал, что число преступлений и осужденных в пенитенциарных учреждениях приобретает все большие масштабы, в колониях стихийно ведется воспитательная работа по исправлению и реабилитации осужденных.
Эмпирический аспект работы. Исследование не ограничивалось сугубо теоретическими изысканиями, проводится эксперимент в исправительной колонии с. Среднебелое. На практике рассматривается образовательный процесс получения общего и высшего (Проект АмГУ «Получение высшего образования в условиях исправительной колонии») образования. Эмпирическую базу исследования составили социологические, статистические и фактографические сведения, полученные в результате анализа документов, анкетирования и интервьюирования, экспертных оценок, а также личный опыт работы в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.
В процессе исследования проведено анкетирование и интервьюирование осужденных к лишению свободы, сотрудников пенитенциарной системы, государственных служащих федеральных и территориальных органов государственной власти. В эмпирическую базу также включены материалы опубликованной и размещенной в электронных средствах массовой информации судебной, правозащитной и контрольной практики по анализируемым проблемам.